Эксперт о мосте Патона: В 2013 году там не убрали мусор, и метал начал ржаветь

Уникальное сооружение нуждается в срочной реконструкции.

facebook.com/IhorKevin

Легендарный мост Патона – «устал». Свежие кадры рушащейся на глазах конструкции шокировали киевлян (см. видео), хотя еще год назад городские власти признали мост аварийным, запретили на него въезд транспорта, груженного свыше 6 тонн, и ограничили движение по правым полосам в обоих направлениях.

После скандального видео «Киевавтодор» обследовал мост.

«Специалисты установили, что на часть моста, о котором речь, имеют доступ посторонние лица. Там есть трубы теплотрассы, к которым приходят греться бездомные и сносят туда разные вещи. Падение этих посторонних вещей и попало на видео», - успокоил директор Департамента транспортной инфраструктуры Киева Руслан Кандибор. 

Однако все же признал, что мост нуждается в срочном ремонте, и попросил на это минимум 7 миллиардов гривен. Из них 47 миллионов гривен пойдет на проектировочные работы.

Хорошая новость: начали убирать мусор

В чем нуждается мост Патона и как долго он еще может прослужить, «КП в Украине» рассказал заместитель директора Института электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины, член-корреспондент НАН Украины Валерий Позняков.

- Ремонтные работы еще не проводились, прежде чем их начать, необходимо разработать проектно-сметную документацию на реставрацию. Планировалось, что работа по проектированию начнется в этом году, но дважды результаты тендера на проектирование заблокировал Антимонопольный комитет Украины.   
По моей информации, поданы определенные жалобы и на результаты нового, третьего тендера. Подозреваю, и третий тендер будет провален, - с грустью констатировал Валерий Позняков. – Подобное происходит и с тендером на работы, связанные с уборкой мусора с металлических конструкций моста. Их должны проводить специализированные организации, имеющие в своем составе альпинистов. Так как это высотные работы.

Одна радость - «Киевавтодормост» после отмены результатов тендера начал активно убирать с моста мусор собственными силами.       

- Мост как был аварийным, таким и остается. Время уходит, ситуация может поменяться в худшую сторону в любой момент. И это касается прежде всего железобетонных конструкций, - продолжает Позняков. -На днях демонтировали одну из колонн фонарного столба со стороны Березняков, чтобы она не рухнула на машины. Правильное решение!

Плохая новость: ждать окончания ремонта придется долго

Однако большая реконструкция начнется нескоро - один процесс проектирования может занять до двух лет. И лишь после этого стартует реставрация.

- Ремонтные работы могли бы занять до 2-3 лет. Но глядя на то, как ведутся работы на Подольско-Воскресенском мосту, в таких сроках есть смысл сомневаться, - признает наш собеседник. - Но есть и хорошая новость: на время реконструкции мост Патона не планируют полностью закрывать. Его условно поделят на две половины: одну будут ремонтировать, а вторая останется рабочей. Потом наоборот.

Есть и хорошая новость: на время реконструкции мост Патона не планируют полностью закрывать

По мнению нашего эксперта, металлические конструкции моста еще какое-то время простоят. Об этом свидетельствуют результаты их осмотра, выполненного в 2020 году. А что произойдет с железобетоном, он предсказать затрудняется.

По мнению Валерия Познякова, при ремонте моста, как минимум, надо заменить железобетонные плиты, по которым ездят машины, на более легкие. Это позволит облегчить мост и равномерно распределить по нему нагрузку.

Также нужно заменить некоторые металлические поперечные балки, усилить две главные крайние балки и отремонтировать деформационные швы.

- Тогда свои сто лет (то есть еще тридцать, ведь мост стоит уже 70 лет. – Авт.), как и заложено по нынешним нормам, мост простоит, – уверен наш собеседник.

Не убрали мусор, и началась коррозия

Оглядываясь назад в историю, становится понятно - на современные нагрузки мост не рассчитан. Он проектировался еще до начала Второй мировой войны.

- В сутки по нему должно было проезжать 10 тысяч автомобилей. Сейчас - от 100 до 120 тысяч автомобилей, и их грузоподъемность с годами тоже увеличилась, - поясняет Валерий Позняков. -Тем не менее мост, потеряв часть металла от коррозии, все равно выдерживает такую нагрузку. Это говорит о том, что Патон серьезно проработал и конструктивные элементы моста, и правильно выбрал материалы, и технологии. Плюс Патон сумел убедить правительство в том, что мост должен быть цельносварным.

Сейчас это бы назвали «инновационные технологии». Мост уникален.

- Если бы за состоянием тщательно следили, того, что сегодня показывают на видео, наверное, не произошло бы. Возможно, железобетонные плиты все равно требовали бы замены, тут уж никуда не денешься, бетон со временем выщелачивается. Но металлоконструкции не были бы подвержены такой значительной коррозии, - утверждает ученый.

По его информации, активно ржаветь металлоконструкции моста начали в 2013 году, когда там под тротуаром заменили коммуникации и не убрали как следует мусор, который упал на металлоконструкции главных балок.

- Этот мусор скопился на крайних балках. В нем накапливалась влага - источник коррозии. Тогда, на мой взгляд, все и началось, - считает наш собеседник.

Через деформационные швы тоже протекает вода, что вызвало коррозию находящегося около них металла конструкций.

В общем, как ни крути, но от транспортного коллапса Киеву в ближайшее время не избавиться. Особенно учитывая, что Подольско-Воскресенский мост пока еще не достроен и не сдан в эксплуатацию.

Справка Коротко про

Строительство моста имени Е. О. Патона начато еще в 1940 году. Полностью он сдан в эксплуатацию 5 ноября 1953 года. На момент строительства это был наибольший цельносварной мост, у которого все швы, в том числе и монтажные, выполнены автоматической сваркой.

Разговоры о реконструкции моста Патона не утихают фактически с начала независимости Украины. Впервые об этом заговорили еще в 1990-е годы. Но тогда на такой грандиозный проект просто не было денег.

Следующая волна обсуждений зазвучала в 2008 году, во время подготовки к футбольному Евро-2012. Был даже разработан проект, согласно которому конструкцию моста собирались облегчить, а его ширину увеличить с 21 до 38 метров, чтобы вместо 6 полос пустить 8.  Но начался затяжной финансовый кризис, снова стало не до моста.

В 2011 году правительство Николая Азарова заявило, что за мост Патона возьмутся по окончании строительства Подольско-Воскресенского моста и Дарницкого железнодорожно-автомобильного.  Но Подольско-Воскресенский строится до сих пор, и в народе в шутку его уже называют «памятником коррупции».