С началом учебного года возродились дремавшие летом родительские чаты - место, где сейчас принято не только решать школьные проблемы и обмениваться домашними заданиями, но и пристанище всякого рода спама, а подчас и настоящее поле битвы. Травить начинают тех, кто не согласен с позицией большинства, в ход идут оскорбления, угрозы, а потом все это переносится и на отношения между детьми. Иногда начавшиеся в чатиках конфликты выплескиваются в офлайн. Вместе с клиническим психологом Екатериной Калининой разбираемся в типажах конфликтных родителей и видах сетевого буллинга, а также составляем советы для родителей, как правильно вести себя в школьных чатах.
Тип 1. «Паникеры»
Очень тревожные мамы и папы. Ежеминутно опасаются за здоровье и благополучие чада. Готовы любой ценой устранять реальную или (чаще) мнимую угрозу ребенку, фильтруя его окружение. Могут затравить других родителей, если те отправили в школу ребенка с соплями или, например, у кого-то в классе обнаружились вши.
Что делать?
Екатерина Калинина:
- Очень важно на максимально ранней стадии пресечь конфликт в чате, обозначить свои границы. Можно корректно пригласить обидчика обсудить ситуацию в «личке» или вывести конфликт в офлайн. Как правило, те, кто склонен бушевать и травить других в интернете, быстро сбавляют обороты, когда приходится смотреть оппоненту в глаза. Полезно привлечь к решению конфликта третью сторону - классного руководителя или администрацию школы, в тяжелых случаях - адвоката, это отрезвляет агрессора.
Тип 2. «Фашисты»
Люди с раздутым самомнением и чувством собственной значимости. Убеждены, что их ребенок идеален и все вокруг тоже должно быть идеально, поэтому стремятся «зачистить» пространство вокруг ребенка от неугодных элементов. К ним относят всех, кто, по их мнению, не вписывается в идеальную картину мира - детей с физическими или психологическими особенностями, гиперактивных, «не таких, как все». Агрессию переносят на родителей, провоцируют травлю, пытаются сплотить остальных против «белой вороны», чтобы вынудить покинуть класс.
Что делать?
Екатерина Калинина:
- В таких ситуациях жертва часто пытается ограничить общение с другими родителями, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Но это не выход. Главное - ни в коем случае не ввязываться в эту игру, не начинать оправдываться и не позволять обвинять себя. Если вы стали жертвой буллинга со стороны подобных родителей, важно сразу дать понять, что терпеть подобное вы не намерены. В этом случае тоже можно привлечь учителей как «третью сторону». Также важно запастись поддержкой друзей, семьи или психолога.
Тип 3. «Толстосумы»
Тут все просто. Со спорами «сколько сдавать в фонд класса» хоть раз сталкивался каждый родитель. Ненормальной ситуация становится тогда, когда в чате начинают травить тех, кто ограничен в средствах и не может скинуться вместе со всеми. «Толстосумы» пытаются пробудить в жертве чувство вины, составляют и вывешивают на всеобщее обозрение «позорные списки», обвиняют несдавших деньги, что «их ребенок учится/питается/развлекается за счет других».
Что делать?
Екатерина Калинина:
- Поддаваться на провокации, влезать в долги и отдавать последнюю копейку, чтобы сдать деньги в фонд класса или на подарок учителю, совершенно точно не стоит. Если у вас временные денежные затруднения, то можно попытаться объяснить ситуацию и отстоять свои границы. Важно делать это не публично, а в личных сообщениях или при встрече. Другое дело, если вы понимаете, что финансовые возможности вашей семьи не соответствуют среднему уровню класса. Родители с устойчивой нервной системой продолжают учить ребенка в таком классе, отстаивая свое право не сдавать денег. Но в таком случае ребенок тоже неизбежно будет чувствовать себя отщепенцем. Как правило, в ситуациях финансового буллинга я советую не мучить себя и ребенка и по возможности поменять класс или школу.
Тип 4. «Всезнайки»
Все всегда знают лучше всех и не стесняются навязывать свое мнение окружающим. Несогласных жестко осаживают, могут устроить настоящую травлю. Часть таких «всезнаек» сомневаются в компетенции учителей. Они считают, что их детям ставят неправильные отметки, раздувают эти ситуации в чатах, организуют других родителей писать жалобы на учителя.
Что делать?
Екатерина Калинина:
- В общении с такими родителями стоит максимально выбирать выражения, особенно в переписке - они могут делать скрины сообщений, вырывать слова из контекста и использовать их как оружие против несогласных. Не поддавайтесь на попытки устроить публичное обсуждение ситуации, обозначьте согласие обсудить все в личке или с глазу на глаз. А еще полезный совет: не пишите много в чаты. Часто родители начинают считать это место реальной площадкой для диалога. Но все не так: здесь не ваши друзья, а очень разные люди. Будьте осторожны в выражениях и никогда не пишите ничего компрометирующего вас. И кстати, да: без согласия других выносить скрины из чата наружу нельзя. Придерживайтесь этого правила хотя бы сами.
МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
Ирина АТАПИНА, учитель химии:
- Есть родительские чаты с педагогом, а есть - без него. Конфликты чаще всего возникают во втором варианте. По моему опыту, чаще всего причиной служит поведение конкретного ребенка или родителя или оценки. В обоих случаях я советую родителям в первую очередь обратиться к своему учителю и сесть за «стол переговоров». Любую ситуацию можно решить, главное - желание. Задача учителя - усадить конфликтующие стороны, выслушать всех и взять на себя выполнение той части задачи, которую он может выполнить. Например, если проблема в поведении детей - поговорить с ними, организовать условия для здоровой коммуникации. Если проблема в оценках, которые кажутся родителям некорректными, то нужно обращаться к руководству школы и просить о пересмотре отметок независимой комиссией, о переаттестации ребенка.
А В ЭТО ВРЕМЯ
5 советов родителям школьников: Как помочь учителю не сойти с ума?
В школьных дрязгах крайними зачастую остаются учителя. Пожалейте их и соблюдайте эти правила.
Дайте учителю право на личную жизнь. Педагоги тоже люди - они могут ходить на рок-концерты, пить алкоголь и есть вредную еду. А также носить любую одежду, которая им нравится. Разумеется, за пределами школы.
Не надо заваливать их сообщениями по вечерам, особенно по тем вопросам, которые не требуют экстренного решения и могут подождать до рабочего времени - например, почему ваше чадо получило двойку. Ну а узнать домашнее задание на завтра всегда можно у одноклассников.
Не учите педагогов делать их работу - иначе рискуете услышать в ответ: «Не нравится, учите сами». Выгорание - оно такое: спусковым крючком может стать все, что угодно. А с учетом того, сколько времени и сил тратят педагоги на регулярное повышение квалификации, советы, скорее всего, будут бессмысленны.
Помните, учитель может ошибаться и быть неправым, может забыть что-то, может устать и даже срываться. Совсем как вы. Главное, чтобы умел признавать ошибки и работал над ними.
Уважайте педагогов и их труд. Все мы немного хлебнули из их чаши за время дистанционки, имеем представление, как нелегко даже со своими личными учениками, а их ведь не по 40 человек на одного. Хотя бы не обсуждайте учителей дома при детях, чтобы не показывать дурной пример.