Власти Киева решили напугать жителей города резким повышением стоимости проезда. Разовая поездка может вырасти в цене в 2,5 раза – с 8 до 20 грн. Правда, если человек живет и работает в столице, а еще и оформит «карту киевлянина», то поездка обойдется дороже «всего» в полтора раза – 12 грн. И все равно, если выбраться куда-то на выходные семьей, не исключено, что поездка в такси обойдется дешевле.
Новогодний подарок
Все эти новшества особенно умиляют тем, что их нам преподнесли под елочку. Повышать цену на проезд собираются с 1 января 2022 года. По словам первого заместителя городского головы Николая Поворозника, 20 грн - это даже ниже себестоимости, ведь по расчетам КП «Киевский метрополитен» обоснованный тариф в метро должен составлять 22 грн.
Если у пассажира нет карты киевлянина, то на скидку можно рассчитывать, если покупать поездки оптом – стоимость одного проезда составит 15 грн при покупке сразу 50 поездок (сейчас при такой предоплате – 6,5 грн). Предлагается и другая система скидок, в том числе и введение безлимитного проездного (см. «Конкретно») – в общем, сплошная забота о населении.
говорит мэр Виталий Кличко
Правда, не исключено, что такие высокие тарифы озвучены лишь для того, чтобы потом объявить о повышении цен с 8 до 12 грн и назвать это победой столичной власти. Мол, не до 20 грн повысили, а всего до 12 грн за поездку – чем не новогодний подарок?
Дороже, чем в Европе
Граждане, которые часто путешествуют за границу, уже успели подсчитать и говорят, что с такими тарифами Киев может сравняться с самыми дорогими городами Европы.
- Одна из главных проблем киевского транспорта заключается в том, что у нас нет доступных проездных с безлимитным количеством поездок или единого билета, который бы действовал в транспорте, например, 30-90 минут, как это реализовано в большинстве стран, - говорит киевлянин Константин. – Мне, чтобы добраться до работы, нужно использовать три вида транспорта – троллейбус, метро и трамвай. И везде я оплачиваю проезд. Даже по льготному тарифу в 12 грн – это 36 грн в одну и 36 грн в другую сторону. Итого - 72 грн в день, чтобы доехать на работу. Умножаем эту сумму на 22 рабочих дня и получаем 1584 грн, или больше 52 евро. И это предполагается, что я никуда не буду ездить в выходные. Для сравнения: за 51 евро можно купить проездной билет на транспорт в Вене с безлимитным числом поездок. Если в Киеве безлимитный проездной будет стоить почти 3 тысячи гривен, как это предполагает Кличко, то я не знаю, кто их сможет себе позволить.
Киевский безлимитный проездной может оказаться одним из самых дорогих в Европе. Для примера, месячный проездной в швейцарской Женеве стоит 70 франков – около 2 тысяч грн, а в Париже – 75 евро (2300 грн). Дороже разве что в Лондоне – там месячный проездной (в зонах 1-6, которые покрывают весь город) стоит около 260 фунтов (около 9 тысяч грн). Но и зарплаты в Лондоне (да и в других европейских странах) не сравнить с киевскими.
Цель городского коммунального транспорта - не получение прибыли, а правильное распределение рабочей силы по городу, чтобы каждый человек мог добраться из точки А в точку Б быстро, недорого и комфортно
При этом в большинстве европейских городов власти стараются стимулировать граждан покупать месячные проездные и максимально пересаживаться с автомобилей на городской транспорт. Так, например, в Варшаве действует очень гибкая система оплаты проезда, которая предусматривает дорогие короткие поездки, но делает их дешевыми при покупке проездных.
- Самый дешевый билет стоит 3,4 злотых – 21,95 грн, - пишет в Facebook украинец Виктор Авдеенко. - Действует 20 минут. Я еду на работу 15 минут, то есть для меня такой билет вполне подошел бы. Но в Варшаве с таким билетом можно сделать пересадку на другой вид транспорта. У нас – нет. Еще один билет в Варшаве – на 75 минут – стоит 4,4 злотых – 28,4 грн. Естественно, можно делать сколько угодно пересадок. Ну и, наконец, в Варшаве можно купить 30-дневный билет на неограниченное количество поездок. Стоит он 110 злотых. Это 710 грн. Если пересчитать даже на две поездки в день, получится менее 12 грн за поездку. Похожая ситуация и в столице Чехии - Праге. Там можно купить билет на 30 минут за 30- крон (36 грн), на 90 минут - за 40 крон (48 грн), а на сутки – 120 крон (150 грн). Обратите внимание, что суточный билет уже обходится дешевле, чем хотят сделать в Киеве. При этом месячный проездной в столице Чехии будет стоить всего 550 крон (660 грн), на квартал (90 дней) –1480 крон (1775 грн), на пять месяцев – в 2450 крон (2950 грн), на год – в 3650 крон (4300 грн) и т.п.
Несложно посчитать, что пассажир в Праге, который купил годовой проездной и делает всего 2 поездки в день, ездит по тарифу около 6 грн за поездку. Это даже дешевле, чем сейчас в Киеве. И никто там не жалуется на нерентабельность перевозок.
Как говорят эксперты, городской транспорт и не должен быть дорогим или рентабельным. Его основная задача - заставить людей отказаться от личного транспорта, а тариф должен покрывать лишь часть расходов. У нас же хотят, чтобы стоимость проезда практически окупала работу транспортных предприятий.
- Цель городского коммунального транспорта - не получение прибыли, а правильное распределение рабочей силы по городу, чтобы каждый человек мог добраться из точки А в точку Б быстро, недорого и комфортно, - пояснил «КП в Украине» транспортный эксперт Василий Шевченко. – И во всем мире общественный транспорт является дотационным.
Как определяют себестоимость
Кстати, к словам городских чиновников, о том, что себестоимость одной поездки составляет 22 грн, эксперты относятся скептически.
- Для определения экономически обоснованной цены на проезд применяется весьма нехитрая формула: в числителе сумма себестоимости и прибыли, а в знаменателе – количество пассажиров, - говорит экономист Алексей Кущ. - Но проблема как раз в том, что эта формула работает лишь в случае, если количество пассажиров доподлинно известно. Например, себестоимость маршрута плюс прибыль составляет 100 тыс. грн, а перевезено 10 000 человек. В таком случае цена билета должна быть 10 грн. Но в Киеве количество пассажиров подгоняется под возможности городского бюджета выплачивать дотации в пользу коммунальных перевозчиков. Тогда выходит, что проблема заключена не в цене на билет, а в системе учета финансового потока и методике обеспечения бесплатного проезда для льготников.
Пока же проблема финансирования решается путем механического поднятия цен на билеты.
- Любые попытки повышения цены являются аморальными со стороны власти до тех пор, пока отсутствует реальная статистика перевозок, - продолжает Алексей Кущ. - При этом сумма государственной дотации, которая «капает» на счета коммунальных предприятий, превращается в бездонное море обогащения местных бонз.
Василий Шевченко обращает внимание на то, что большинству столичных маршруток выгодно возить пассажиров по 10-12 грн, а городской транспорт даже при цене в 20 грн чиновники называют убыточным.
От себя добавим, что попытка киевских властей, которые за последние почти восемь лет не открыли ни одной новой станции метро, повысить стоимость проезда сразу на 50%-150% выглядит достаточно циничной. Поэтому, скорее всего, итоговое повышение стоимости проезда все-таки будет меньшим.
КОНКРЕТНО
Что предлагают по льготному проезду
Месячный проездной билет. Одна поездка по проездному билету будет стоить от 14,20 грн в зависимости от типа проездного.
Также можно будет купить проездные билеты, которые используются с момента активации. Цена на них будет такой: на 24 часа – 250 грн, 48 часов - 375 грн и 72 часа - 500 грн.
Стоимость проездного билета с неограниченным количеством поездок в месяц составит 2990 грн. Для студентов цена на месячный проездной без ограничений составит 747,5 грн. Подробнее о предлагаемых тарифах читайте здесь.