Они безоружные… Но это не точно
Жители курортного Шацкого района Волынской области, граничащего с Беларусью, новостями не очень интересуются. Здесь своя расслабленная жизнь, которая во многом вертится вокруг туристов и отдыхающих.
Поэтому сгущающиеся тучи вокруг ситуации с беженцами из Ближнего Востока, скопление которых наблюдается возле украинской границы со стороны Беларуси, их пока не волнует. Признаются - больше боятся сейчас ковида. В селах пошел серьезный всплеск - людей хоронят одного за другим. А думали - обойдется…
Я и не подозревал, что они сюда могут дойти. Мало кто знает, что творится возле границы.
Но нет-нет и сквозь пелену «коронавирусного» страха пробиваются ростки новых тревог. А что будет, если окрестные населенные пункты запрудят беженцы из Афганистана, Ирана, Сирии?
Чужаки, которые, как опасаются на Волыни, могут с собой привезти не только «корону», но и кое-что пострашнее...
- Они безоружные… Но кто их знает, - спорит сам с собой один из жителей Шацкого района. - Я и не подозревал, что они сюда могут дойти. Мало кто знает, что творится возле границы. Я и сам только пару дней назад задумался об этом. А ситуация нагнетается - стягивают очень много полиции, выясняют, где у кого есть места свободные, где их поселить. Может, я какую-то тайну выдаю, но их за тысячу должно быть. 80 единиц техники приехало сюда в понедельник. Чужие машины сразу видно. Над границей кружит вертолет или самолет…
О том, что будет, если в окрестных населенных пунктах появятся палатки беженцев, люди стараются не думать - отбрасывают пугающие мысли.
Ночевать не пустят - из-за «короны»
Народ здесь добрый и доверчивый - на ночь ни калитку, ни даже дом не закрывают.
- Честно - сейчас я бы не пустила их переночевать, если б попросили, даже с детьми. Из-за коронавируса, - рассказывает «КП в Украине» Майя - жительница села Ростань в 3-4 км от границы. - Сегодня мы похоронили уже шестого человека за неделю. У нас очень напряженная ситуация. Раньше не верили, думали - может, обойдется, но когда болезнь вот так подошла впритык… За родных боюсь - мы вакцинированы, но если иммунитет слабый...
Но становится жутковато, если слышишь, что где-то кто-то чужой может перейти границу
Майя по работе часто навещает стариков - ходит к ним в соседнее село в семи километрах от Ростани. Идет через лес - так короче. Говорит, военных или пограничников не видела, как и беженцев.
- Может, пограничники где-то прячутся, чтобы их местные не видели, - размышляет Майя. - Страшно, конечно. У нас и так беда из-за коронавируса, а если еще и чужие непонятно с чем придут? Как люди из села мы привыкли жить с открытыми воротами. Это в городе закрываются, а у нас нет. Но становится жутковато, если слышишь, что где-то кто-то чужой может перейти границу. Не дай бог.
Мы поговорили с одним из сотрудников местной таможни. Наш собеседник утверждает, что в лесу вдоль границы с Беларусью стоят военные подразделения, установлены их зимние палатки.
- Сегодня должен кто-то из генералов приехать. Ситуация под контролем. Никто ничего не боится, но все оповещены - если только незнакомый человек появляется, сразу сообщать в полицию, пограничникам, - отмечает «КП в Украине» сотрудник таможни. - Попыток пока не выявлено, хотя вероятность есть… Никто не знает, сколько там их тысяч - 10-12 или 30-40. А сколько еще в пути… Это в основном афганцы, которые убегают от Талибана, чтобы их не казнили. Они прибывают в Беларусь прямыми рейсами из Таджикистана, России. Их сейчас, если прорвутся, надо кормить, впереди зима - они начнут болеть…
По словам собеседника, с польской стороны, чтобы не пустить эмигрантов в ЕС, тоже подтянули войска - выставили 20 000 человек в лесу вдоль всей границы, натянули сетку.
«Если прорвутся - назад не вышлешь»
Сколько людей выставили у нас - таможенник не признается, но в кругах приближенных к погранслужбе и таможне ходит цифра, превышающая тысячу человек.
- Когда беженцы наводнили Европу во время войны в Сирии, Евросоюз на них выделял деньги. А Беларусь чего-то не хочет, - хмыкает наш собеседник. - Они же к ним легально прилетели? Лукашенко говорит, что легально - ну, так тогда это ваши проблемы. Беларусь, Россия их впустили - вот пусть с ними что-то и делают. Но в колхоз они не пойдут работать… Да и никуда не пойдут. И назад их не вышлешь, если прорвутся… На это тоже надо деньги. Европа была готова к этой ситуации, она оградилась, Прибалтика тоже. На границе с Польшей натянули сетку. А белорусы сетку, наоборот, режут, чтобы их вытолкать.
В Шацком районе два пешеходных пункта пропуска закрыли еще два года назад, когда карантин ввели. В соседнем районе тоже. Беларусь в последние годы стала не очень гостеприимной страной для украинцев - даже родственники с большим трудом прорываются друг к другу…
Куча справок, чтобы пустили
В пограничных зонах Волыни люди привыкли жить «на две страны» - так и жили раньше. Съездить в гости к друзьям, родичам не было проблемой - свободно пропускали. Но после последних событий в Беларуси все усложнилось, а в некоторых случаях пересечь границу просто нереально.
- Если едешь на «ковидные» похороны - точно не пустят, даже детей умерших, - отмечает «КП в Украине» замдиректора санатория в Шацком районе Петр Ткачук. - А вообще на похороны пускают только кровных родных - зять уже не сможет приехать. Неделю назад у нас были похороны - умер дядя. Дочь из Беларуси не смогла приехать попрощаться с отцом… На свадьбу - только родня, и нужна куча справок. С горем пополам прорываются... Мы высылаем по вайберу путевки, квитанции об оплате, справки, что требуется обязательное лечение - тогда из Беларуси к нам в санаторий выпускают. Раньше свободно можно было, сейчас все усложнилось.
Из-за невозможности попасть на территорию Беларуси местным, чтобы доехать с одного населенного пункта в другой, приходится делать круг в 100 км. Когда можно было проехать через белорусскую землю, ограничивалось 60 км пути, теперь это – 160 км.
- У меня 70-80% одноклассников живут в Беларуси, много кумовьев в Бресте, но при этом режиме я уже не поеду - могут и посадить. - отмечает Петр Петрович. - Мой товарищ, депутат одного из созывов Верховной Рады, принимавший украинские законы, тоже не ездит – от греха подальше.
Как разрешится ситуация с жмущимися к украинской границе беженцами - волыняне не берутся судить. Надеются на лучшее - что Беларусь сама разберется, но понимают, что есть вероятность того, что придется с эмигрантами, как минимум, зимовать. В Европе-то их не очень ждут, впрочем, как и не спешат устраивать в Беларуси. А роль трансферной зоны, предполагаемая и рекомендуемая Европой для Украины, здесь никого не устраивает. Волыняне говорят: какой-то тупик, и как решится ситуация, пока даже боятся предполагать.