Вспоминая выдающегося театрального режиссера и худрука столичного Театра на Подоле Виталия Малахова, которого не стало 4 ноября, его коллеги рассказали «КП в Украине», как он «выбивал» актерам квартиры, пресекал в коллективе сплетни, ругал за несоблюдение театрального этикета и хвалил… за проваленные роли.
Стас Жирков: «Театр с ним и без него – две большие разницы»
- Я пришел в Театр на Подоле на четвертом курсе театрального - ну вот просто взял и пришел, без всяких связей и договоренностей, - вспоминает худрук Киевского театра на Левом берегу Стас Жирков. - И в коридоре встретил Виталия Ефимовича. Говорю: «Я пришел к вам работать артистом». Он: «Хорошо, идем». И пока мы поднимались к нему в кабинет, не только взял меня в театр, но и предложил пробоваться на кучу ролей. Понятно, я их вот так сходу не получил, но вот это желание сразу «окунуть» в работу – очень сильный ход.
Последний раз мы общались где-то месяц назад. Он набрал перед очередным показом моего спектакля «Дівчина з ведмедиком» (там была замена актера и я приезжал на репетицию): «Ну как там, все хорошо? Не могу быть, прости. Спасибо, что поработал, хорошего вам спектакля». Я ему сказал то, что чувствовал в тот момент: «Без вас грустно». И это правда: театр с ним и без него – две большие разницы.
Если говорить о человеческий качествах, он невероятно веселый, позитивный, современный, с прекрасным чувством юмора.
Если говорить официальным языком, то Виталий Ефимович - один из самых лучших и самых интересных украинских режиссеров старшего поколения. Равных ему, на мой взгляд, нет – по открытости, по желанию понять современный мир. Мы все в какой-то момент хотим вступить в конфликт с миром. У него этого качества не было, он искренне хотел понять, принять, попытаться разобраться. Мэтр украинской театральной режиссуры, крепкий театральный менеджер с продюсерским нюхом.
Если говорить о человеческий качествах, он невероятно веселый, позитивный, современный, с прекрасным чувством юмора. До последнего пытался разобраться в таком непростом деле, как театр. Был безвозвратно влюблен в это искусство, не давая ни себе, ни кому-то рядом усомниться в его значимости.
Он был недоволен, что я хожу в кепке по театру, когда репетирую. При всем том, что был очень современным человеком – управлял всеми возможными гаджетами, вызвав в кабинет, просто до хрипоты спорил. «Виталий Ефимович, уже никто не придерживается старомодного театрального этикета!» - пробовал сопротивляться. «Ты что не понимаешь? Так нельзя!» - не сдавался.
Ольга Усачева: «Малахов не любил закулисные истории»
- Малахов был невероятным оптимистом, у него был анекдот на каждый случай жизни. Сбор труппы или технические советы – всегда много шутил. С одной стороны, был очень открыт, с другой, держал субординацию – как-то удавалось ему сохранять этот баланс, - рассказывает главный редактор yabl.ua, бывший PR & SMM-менеджер Театра на Подоле Ольга Усачева. – На контрасте с предыдущим театром, где работала, многое здесь мне казалось нереальным. Ну не может, например, в коллективе не быть интриг. Больше двухсот человек – огромный организм. Но Малахов, как руководитель, всегда был за прозрачные отношения, не любил закулисных историй. Он всегда говорил, что если кого-то что-то не устраивает, надо все выяснить «глаза в глаза». Ратовал за то, чтобы все жили дружно.
Для сплочения коллектива у него были свои приемы, например, создал несколько лет назад рок-мюзикл «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», чтобы сдружить относительно «новоприбывшую» в труппу молодежь. Спектакль-тимбилдинг. Внутри спектакля даже образовался музыкальный бэнд, актеры сами придумывали песни.
Он был очень демократичным. На Фейсбуке есть фейковая страница театра. Один блогер создал ее, когда было много разговоров о нашем новом здании. И часто пишет посты на грани – например, может очень субъективно обсуждать какие-то политические моменты. Но Виталий Ефимович даже к этой странице относился спокойно. Когда я привела в театр юристов, предложила как-то побороться, ведь пользуются нашим брендом, не загорелся этой идеей.
Малахов часто нас хвалил. Возможно, поэтому есть локальная шутка, что в Театр на Подоле трудно попасть и так же трудно из него уйти. Люди работают десятилетиями и целыми династиями - тут невероятная атмосфера семейности. Возможно, она распадется, так как держалась на художественном руководителе и его философии. Очень не хотелось бы, чтобы театр попал в руки самодура, а пришел кто-то хоть отдаленно похожий по балансу творческих амбиций и уважению к команде, как Виталий Ефимович.
Максим Голенко: «Театр на Подоле – это очень выстраданная им история»
- Театр на Подоле – это очень выстраданная им история. Виталий Ефимович шел к этому много лет: из небольшого театра-студии создал мощный муниципальный театр. Это один из самых современных театров в Украине, такого уровня есть только в Европе. Он сам изучал, какие в мире появляются технологии, иногда даже специалисты не могли понять, как его идеи претворить в жизнь – но сейчас все это в театре есть, - рассказывает главный режиссер Одесского академического музыкально-драматического театра Максим Голенко. - Когда мы ставили у них спектакль, Виталий Ефимович всячески помогал. Постановка получилась одной из самых дорогостоящих в их репертуаре, но Малахов со всем соглашался, за что ему очень благодарен. Я мог вычудить: «Нам нужен оркестр и контрабас!» И он шел на очередные траты.
Сергей Калантай: «Я провалил роль, а он меня… похвалил»
- Я знаю Виталия Ефимовича с 1985 года, получается 36 лет, - рассказывает актер Театра Франко Сергей Калантай. - Познакомились мы просто: я был старшекурсником театрального института, а он ставил спектакль на параллельном курсе. Ходил на все его репетиции и не было никаких сомнений актером какого театра хотел бы стать – только к Малахову в Театр эстрады! И я пришел на пробы с Анатолием Гнатюком и Михаилом Церишенко, который позже перебрался в Москву и стал одним из ведущих актеров в театре Петросяна. Мы не готовили ни сцены, ни пьесы, а показали несколько импровизаций, типа сегодняшних стендапов. Так я попал в труппу к Малахову.
Буквально на второй день он выпустил меня на сцену, доверив небольшую роль. Понятное дело, что от переживаний я провалил сцену, а он меня… похвалил. При том, что я случайно подставил подножку главной героине, наступил на плащ главному герою, сказал: «С почином!»
Он старше меня на десять лет, и мне казалось, что это мой старший брат, который все время опекает, заботится. Он ко всем молодым так относился. Когда я был в армии, позвонил маме: «Когда сын возвращается? Мы его ждем». Был очень добрым и отзывчивым. Всегда шел навстречу, решал актерские проблемы в быту. Когда у меня родился второй ребенок, Малахов ходил со мной по инстанциям «выбивать» мне какую-то жилплощадь. Моя жена служила в Театре Франко, но они не могли посодействовать, а тут руководитель небольшого студийного театра… И помог решить жилищный вопрос!
Я не так часто звонил ему, но когда вернулся из Германии, где долгое время жил и работал, он сказал одну фразу: «Калантуша, в кино наиграешься, и приходи ко мне!» Я никогда не позволял себе сказать ему «ты», хотя у нас были близкие отношения, и по внутреннему состоянию он был моложе. Мы все взрослели, а он по-прежнему оставался юным пацаном с озорной улыбкой.
Анна Саливанчук: «Он был, как второй отец»
- Виталий Ефимович нередко подшучивал над смертью. Говорил нам: «Не плачьте, когда умру – это фигня!» - рассказывает актриса Театра на Подоле Анна Саливанчук. - Когда показывал на репетициях, как надо играть, делал это лучше, чем любой актер. Это было невероятно!
Добрейший человек, он для меня был, как второй отец. Когда пришла в театр, была совсем юной. Болела - помогал найти хороших врачей. Одалживал деньги без всяких расписок, когда делала ремонт в квартире. Он всех наших актеров считал своими детьми.
Я служу в Театре на Подоле 15 лет. Это прекраснейший театр, потому что его сделал Виталий Ефимович. Он вложил сюда всю душу, всего себя. И умер оттого, что не долечился, а снова побежал на работу – репетиции, репетиции…
Он тут дневал и ночевал. Спектакль идет 15 лет, а он перед постановкой вдруг заявляет: сегодня меняем монологи! Все время придумывал что-то новое.
Мы были уверены, что он будет жить еще долго. И, если бы он дал себе немного отдохнуть после операции весной, все было бы хорошо. Когда виделись последний раз, мы так хорошо поговорили, насмеялись, наобнимались, но я даже подумать не могла, что это было прощанием.
Тамара Трунова: «Любила, когда Малахов прерывал мои репетиции»
- Когда Виталий Ефимович пригласил делать постановку в его театре, для меня это стало особенным событием, - рассказывает главреж Киевского театра на Левом берегу Тамара Трунова. - Все режиссеры сложно относятся, когда кто-то внедряется в репетицию, прерывает ее. Но я любила, когда Виталий Ефимович вдруг появлялся во время моих репетиций с интереснейшими байками и прекрасными воспоминаниями. Слушала его, просто затаив дыхание. И понимала: какой опыт, какая длинная насыщенная жизнь за всем этим стоит.
Для меня его уход – личная потеря. Сейчас пишут о том, как много потерял украинский театр. Я полностью согласна, но в тоже время понимаю, что мы не ценим этих гениев, пока они живы. И такие вот страшные пощечины судьбы должны нас учить задавать важные вопросы: чем мы живем? как мы живем? можем ли мы поддерживать живых или только способны вспоминать ушедших?
СПРАВКА
Виталий Малахов (19.07.1954 – 04.11.2021) – украинский театральный режиссер, художественный руководитель-директор Киевского драматического театра на Подоле. В 2008 году стал народным артистом Украины. С 1963 работал в Студии юных дикторов на украинском радио. С 1972 по 1977 проходил обучение в Киевском государственном театральном институте им. И. Карпенко-Карого на факультете режиссуры драмы. В 1977 начал свою карьеру на украинском телевидении. С 1978 по 1979 года работал в Киевском государственном театре русской драмы имени Леси Украинки. В 1979 году возглавил Киевский государственный Театр эстрады. С 1985-го по 1987-й работал с труппой на базе Киевского молодежного театра. В 1987 создал свой театр - Киевский драматический театр на Подоле. Как режиссер-постановщик, создал более 50 спектаклей.