Судя по тому, что сегодня происходит в стране и в мире, не за горами времена, когда мы из дома вообще выходить перестанем. Если события будут развиваться по сегодняшнему сценарию, то у нас останется три способа времяпровождения - спать, есть и сидеть за компьютером.
Новая реальность
Сегодня, сидя перед монитором, мы работаем, отдыхаем, смотрим фильмы, играем в игры, слушаем новости, удаленно учимся и, разумеется, приобретаем товары и услуги.
Еще совсем недавно возможность покупки любого товара, не выходя из дома, казалась какой-то фантастикой. И вот пожалуйста: сегодня, не вставая с дивана, мы уже оплачиваем практически все. Сентябрьское исследование компании Gradus Research показало: в совокупности 83% городских жителей Украины покупают онлайн.
В Сети украинцы сегодня приобретают все, но чаще всего одежду и обувь. Также в тройку самых популярных онлайн-покупок вошли гаджеты и средства гигиены.
Что украинцы покупают в интернете*
- Одежда и обувь 42%
- Гаджеты и аксессуары 34%
- Средства гигиены и ухода за собой 31%
- Косметика и парфюмерия 30%
- Мелкая бытовая техника 30%
- Лекарства, БАДы и витамины 28%
- Товары для детей 23%
- Товары для дома 23%
- Бытовая химия 21%
- Продукты 16%
- Товары для домашних животных 14%
- Крупная бытовая техника 13%
- Спорттовары 12%
*По данным исследования, проведенного компанией Gradus Research
Уверенно мигрирует в онлайн и оплата услуг. Большинство украинцев оценили удобство и быстроту пополнения счета за мобильную связь и оплату коммуналки.
Какие услуги украинцы оплачивают онлайн*
- Мобильная связь 79%
- Оплата коммунальных услуг 69%
- Транспортные билеты 29%
- Билеты на культурно-развлекательные события 17%
- Подписки на платные сервисы видео и музыкального контента 15%
- Образовательные услуги 12%
- Страховой полис 11%
- Оплата штрафов 9%
*По данным исследования, проведенного компанией Gradus Research
Плюсы покупок
Результаты исследования позволили его авторам констатировать: фактически украинцы уже живут «в будущем», поскольку активно пользуются возможностями, которые нам предоставляют новые технологии. Приходится согласиться: с плюсами покупок в интернете трудно поспорить.
1. Удобство
Сделать покупку можно в любое время суток с компьютера или смартфона. Можно сделать заказ хоть ночью, хоть в выходной. К тому же все товары рассортированы по назначению, материалу, цвету, фасону, а дополнительно их можно рассортировать по цене и популярности. Словом, просто мечта шопоголика!
2. Никаких очередей!
Онлайн-шопинг позволяет не только не стоять в очередях, но и вообще не выходить из дома, что особенно актуально в период пандемии.
3. Экономия времени
Не нужно никуда ездить и искать вещь на полках: за полчаса можно «посетить» десяток магазинов по всему миру.
4. Широкий ассортимент
Ассортимент интернет-магазинов не просто широкий, а широчайший. Здесь можно приобрести вещи из последних коллекций и винтажные, дорогие и дешевые, из США и Китая, ширпотреб и действительно оригинальные товары. И при этом поиск, как уже говорилось выше, как правило, много времени не отнимет.
5. Низкие цены
Зачастую товары в интернете существенно дешевле, причем это касается любых вещей - от вечерних платьев до посудомоечных машин. И дело вовсе не в том, что качество хуже. Просто владельцам интернет-магазинов не нужно тратиться на аренду и содержание торговых помещений и целый штат работников в зале. Это дает возможность установить цену на товар ниже.
6. Доступная информация
Для меня это, пожалуй, самый главный пункт. Мало того, что о каждом товаре указана подробнейшая информация, так еще и есть возможность ознакомиться с оценками и отзывами покупателей, которые уже купили данный товар и пользуются им. Более того: если отзыв отрицательный, зачастую за ним следует очень информативный комментарий производителя, из которого можно узнать об основных ошибках эксплуатации.
Словом, потратив 10-15 минут и изучив пару десятков комментариев, можно стать практически экспертом в определенной области. И заметьте: все это без надоедливых консультантов, которые часто ходят за покупателем по пятам, бубнят «чем вам помочь», но при этом толком не могут ответить ни на один вопрос.
Минусы онлайн-шопинга
Справедливости ради надо сказать, что в онлайн-шопинге есть и немало отрицательных сторон.
1. Фото не всегда соответствует действительности
Одежду в онлайн-магазинах я покупала считаные разы и могу сказать, что это лотерея. Три вещи я просто выбросила, хотя перед этим честно пыталась привести их в божеский вид. И три раза мне повезло купить настолько уникальные платья и пальто, что я не могу с ними расстаться не первый год.
Словом, основная проблема при покупке онлайн заключается в том, что фото очень часто не соответствуют действительности. Выхода здесь два: либо приобретать только тот товар, в котором вы точно уверены (например, изучить те же отзывы), либо изначально относиться к этой покупке, как к игре в рулетку.
2. Невозможность примерки
Даже если правильно снять свои мерки и задать продавцу правильные вопросы, это не убережет от покупки вещи не по размеру. Для того чтобы платье не осталось лежать в шкафу, дожидаясь, когда вы под него потолстеете или похудеете, необходимо изначально уточнять у продавца все вопросы по поводу обмена или возврата товара.
3. Возврат за счет покупателя
И вот еще одна неприятная новость: возврат и обмен производится за счет покупателя. Подруга недавно купила платье за 900 грн, а доставка и обмен (несмотря на подробную консультацию с продавцом, платье оказалось велико) обошлись ей в 400 грн. С одной стороны, деньги, конечно, не баснословные. С другой - стоимость платья выросла почти в полтора раза.
4. Долгая доставка
Несмотря на экономию времени, о которой говорилось выше, ждать покупку порой приходится довольно долго - при заказе из-за границы месяц, а то и дольше. Приятельница в июне 2020-го заказала купальник из Китая, а получила посылку в сентябре. Но к новому пляжному сезону он ей уже разонравился.
Кроме того, всегда нужно обращать внимание на стоимость доставки. Часто на сайтах крупным шрифтом указано, что доставка бесплатна, и покупатель теряет бдительность. А потом оказывается, что для этого нужно было купить товар на определенную сумму.
5. Риск мошенничества
Потенциальная возможность быть обманутым есть везде, а в онлайн-магазине - особенно. Тем более, что покупатели, работая с непроверенным продавцом, нередко соглашаются на 100%-ную предоплату, хотя делать этого не стоит.
Для того чтобы не остаться и без денег, и без покупки, следует выбирать официальные интернет-магазины с высокими рейтингами: это не только поможет избежать встречи с мошенниками, но и даст возможность купить оригинальную вещь.
«За ними будущее»
Итак, онлайн-продажи - это удобно, они экономят время, к тому же это отличная альтернатива привычной торговле в период пандемии, подытожил аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак.
- Часто покупатели априори считают онлайн-продажи более выгодными, но Украина и здесь идет своим путем, - отметил эксперт в комментарии «КП в Украине». - И в то время как в более цивилизованных странах принято совершать онлайн-покупки, прежде всего, из-за реальной разнице в цене, в Украине онлайн-продукты вполне могут оказаться дороже, чем в офлайне. То есть, если во всем мире покупки в Сети - это и удобство, и экономия, у нас в стране это все же для тех, у кого есть деньги и нет времени на посещение магазина.
Часто покупатели априори считают онлайн-продажи более выгодными, но Украина и здесь идет своим путем
По мнению Орыщака, для мировой экономики онлайн-продажи стали настоящим спасением, которые помогают ей оставаться на плаву в период пандемии. Кроме того, онлайн-магазины позволяют поддерживать конкуренцию для бизнеса.
Те, кто присутствует только в офлайне, больше подвержены риску локдауна, чем те, кто присутствует и в офлайне, и в онлайне.
Что касается аргумента о том, что онлайн-продажи увеличивают безработицу, то, говорит эксперт, он не такой уж и весомый.
- В ритейле заняты порядка 15% населения страны, но это не только продавцы, - говорит Орыщак. - Это сотрудники складов, доставки, уборки, финансовых отделов, менеджмента и так далее. Снижение офлайн-активности скажется только на тех, кто непосредственно контактируют с потребителем - работниках касс и работающих в зале сотрудниках. Все остальные работники останутся задействованы в процессе продаж.
В том, что будущее за онлайн-покупками, уверен и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
- То, что житель любого села может, не выезжая из дома, торговать по всему миру, повышает конкуренцию, а значит, ниже цены и выше качество, - поясняет эксперт. - Кроме того, онлайн-торговля ускоряет рост кредитования и финансовых расчетов, что, в свою очередь, приводит к росту ВВП. Опять же промышленности проще производить и продавать, поскольку территориальных ограничений нет. Так что, скорее всего, в будущем привычные магазины и продавцы за прилавком просто исчезнут.
Есть что сказать Александру Охрименко и по поводу всевозможных афер, связанных с онлайн-продажами. Во-первых, говорит эксперт, их значительно меньше, чем об этом говорят и пишут. Во-вторых, нужно быть внимательными, не принимать спонтанных решений и не попадать в ловушки мошенников, где бы они их ни расставляли - хоть офлайн, хоть онлайн.