Папа-рекордсмен из Ровенщины: Другие жалуются, что с двумя-тремя детьми не справляются, а мы с 19 - запросто

Светлана и Петр Ковалевичи уже женили семерых старших детей и стали бабушкой и дедушкой для 20 внуков.

wz.lviv.ua.

Треть населения - дети

Когда эта семья собирается вместе, столы приходится накрывать не только во всех комнатах, но и во дворе. 48-летняя Светлана и 53-летний Петр Ковалевич за 30 лет брака родили 19 детей - старшему сыну Игорю 29, а младшему Назару в январе исполняется три годика.

Шумный двор Ковалевичей, из которого всегда слышно детское многоголосье, не единственный такой в селе. В Глинном (Ровенская область), где живут супруги, больше полутысячи многодетных семей. Причем тех, у кого всего трое детишек, между собой многодетными местные не считают. То ли дело 10-15, а то и больше. У Ковалевичей - больше всего детей. К слову, Глинное и окрестные села считаются лидерами по рождаемости в Европе. Из трех с небольшим тысяч жителей в этом селе больше трети - дети школьного и дошкольного возраста. В местной школе - больше тысячи учеников! Невиданное дело для вымирающих украинских сел, во многих из которых школы из-за отсутствия набора закрывают вообще. Всего в Ровенской области около 25 тысяч многодетных семей.

Рожать столько детей на заре своего брака Светлана и Петр не планировали. Дом строили небольшой - на три комнаты. Было решено: родят, сколько Бог даст. Сами - тоже из многодетных семей. 

«Разглядели» друг друга будущие родители-рекордсмены на проводах односельчанина в армию. Петру было 23 года, только демобилизовался. Светлана - вчерашняя школьница, ей и 18 не исполнилось. Долго не встречались – меньше чем через год после знакомства поженились. Вскоре пошли дети.

Самый младший Назар, которому через пару месяцев будет три года, пока что «крайний» ребенок в семье. Кроме него, с родителями живут еще 11 детей. Остальные, семеро, разъехались по своим гнездышкам и уже подарили родителям 20 внуков. Живут недалеко - либо в том же, самом многодетном селе, либо в соседних населенных пунктах.  

Два десятка внуков - это еще немного. У родителей Петра Ковалевича их было почти сотня. Они воспитали 15 детей. К сожалению, уже умерли - мать два года назад, отец раньше. Родители Светланы, воспитавшие восьмерых, тоже давно ушли - мать в 44 года, отец в 59.

Разделения труда нет

Помогать старшим в таких семьях дети приучаются с малых лет. Без дела здесь сидеть не принято.

- Одно дело - в городе, пришел с работы - и новая тебя дома не ждет. А у нас и после трудового дня еще куча дел - свиньи, коровы, огороды, дрова колоть, - делится буднями многодетного отца с «КП в Украине» Петр Ковалевич. - Детей рано утром будить, конечно, не хочу - одеяло с них не срываю. Но если на часах уже девять-десять - то приходится. Что делают? Помогают по хозяйству что кому по силам: кто-то месит хлеб, печет, кто-то убирает, кто-то стирать начинает. Мы, сельские люди, встаем - и сразу к работе.

Дочки в семье готовят лет с 15-16 - в этом возрасте уже могут справиться со сложными блюдами. Парни занимаются более тяжелой физически работой, которой невпроворот. Семья держит коров, кур, свиней.

- У нас нет разделения на женский и мужской труд, но природа сама делит, - отмечает Петр Ковалевич. - Но это не значит, что парни у нас не могут себе приготовить - уже в 10-11 лет себе что-то пожарят. Да практически все могут - если захотят. Я такой же - простой сельский парень. Меня дома и в армии научили всему - и пуговицу пришить, и подшить что-то могу, и тем более на кухне управлюсь. Картошку при своей маме в детстве, помню, чистил - и мне до сих пор это нравится делать, приятные воспоминания. А вот корову доить так и не научился - когда жена была в роддоме, а мать еще жива - ее просил. Девочки больше учатся возле мамы, а мальчики - возле папы.

Сейчас с семьей живут четыре мальчика и восемь девочек. Помогать по хозяйству приходят и старшие – благо живут недалеко. Петр признается: когда все дети соберутся, уже со своими мужьями и женами, детьми - во дворе яблоку негде упасть. А когда праздник - столы приходится и во дворе накрывать.

Младших не наказывают

Дни рождения здесь не отмечают - поздравляют словами. Иначе бы гулять пришлось каждый месяц по несколько раз. Накрывают застолья только на большие церковные праздники. Знают - меньше 40 человек все равно не будет, скорее, намного больше. Ведь, увидев гостей, захотят прийти и соседи - друзья детства. Отказывать здесь не принято.

- Если холодно и на улице не накроешь, тогда садимся за стол по очереди - сначала взрослые, потом дети, - разводят руками в семье.      

Самых младших Ковалевичи не балуют, но и не ругают. Телефоны - только после девятого класса. Шлепок - редкое исключение. Отпетых хулиганов среди них нет.

- Кто-то больше слушает мамино слова, кто-то папино. Кто-то вообще больше склонен к послушанию, а кто-то нет. Может, и я своего отца не всегда слушал, и это как-то передалось, - размышляет Петр Иванович. - Если серьезно провинились - старших ругаю. А младших вообще не трогаю. Говорю, что в следующий раз возьму розгу. Бывает, что и десятый раз так же говорю. Не беру, конечно.

Осенью, особенно сейчас, когда уже почти все запасы на зиму приготовлены и спрятаны в погреба, дрова наколоты, в селе спокойнее. Дети ходят в школу - после уроков помогают. Старшие смотрят за младшими и занимаются хозяйством.

Из-за двух дней простоя лишили детских выплат

Учиться после школы Ковалевичи детей не заставляют. Да и вообще, стараются особо не лезть с советами, чтобы не навязывать детям чужой путь. Учат быть добрыми и жить по совести, а остальное - на их усмотрение. Кто-то сразу идет работать, а кто-то хочет получить профессию.

- Одна дочка учится на бухгалтера, сама захотела. Но сомневается, стоит ли продолжать, - говорит Петр Ковалевич. - Еще одна уже дважды ездила в Польшу на работу, говорит: «Мои ровесники после школы пошли учиться, но теперь вместе со мной собирают чернику». А деньги в учебу-то вложены…

Кстати, о деньгах. Чтобы просто прокормиться - без излишеств и деликатесов, семье нужно примерно тысячу долларов в месяц. Хоть есть своя молочка, яйца, мясо, все равно даже эти продукты приходится докупать.

- Каждый четверг в селе - базарный день, покупаем какую-то колбаску, сладкое. 20 тысяч гривен на 14 человек (12 детей и мы с женой) у нас уходят легко, - говорит отец семейства.

Петру приходится работать не только дома и возле дома, но и на официальной работе - иначе лишат социальных выплат на детей. Такое уже было - переходил с одной работы на другую, заявление на увольнение написал в пятницу, а на прием на работу - в понедельник. Получилось, что два дня, субботу и воскресенье, по документам нигде не был трудоустроен. Лишили выплат на три месяца. Доказать ничего не получилось.

- Хорошо, что было лето - собирали чернику, так и выжили. Была хорошая ягода и цена на нее - сдавали по 80 гривен за литр. Хотя все равно бы справились, но мне бы пришлось в большие долги влезать, - объясняет Петр Иванович. - У нас многодетных много, так что к ним относятся абы как. В других областях, где меньше, другое отношение.

Чернику собирают каждый год вместе с детьми. Если брать пятерых-шестерых старших, за день можно собрать прилично ягод. Если хорошая цена у приемщиков - заработок может дойти и до десяти тысяч гривен в день.

Главное - быть честным перед собой

Но мешков со златом, конечно, у многодетных нет - все уходит.

- Отложить - это не про нас, все расходится,  живем, как говорится, от зарплаты до зарплаты, - смеется многодетный папа. - Большие суммы идут, когда надо одеться, обычно это весной и осенью. Постоянно надо достраиваться. Когда поженились, построили дом на три комнаты. Потом еще четыре достраивал. Потом в кухне все перестали помещаться - построил отдельную побольше, соединял с домом. Если взрослые дети с семьями приедут, то все не помещаются, нужна еще одна большая комната-зал - уже строю стены. Вот так постоянно деньги и уходят…

Стройкой же Петр Ковалевич и зарабатывал. Учился сам. В селе, говорит, всякий может все, если есть желание - и строить, и штукатурить. То на заработки ездил за границу, то поближе. Сейчас устроился кочегаром в сельсовет - дома мужские руки нужны.

- Дети маму не так слушают, как отца. Может, потому что она чаще делает поблажки, - размышляет Петр. - Дома нужно мое присутствие.

На вопрос «тяжело ли быть многодетным отцом?» Петр отвечает: практика показывает, что почему-то тяжелее тем, у кого двое-трое.

- Иногда слышишь - жалуются, что с двумя-тремя не справляются. А мы с 19 запросто, - удивляется Петр Ковалевич. - Бояться рожать много детей не надо. Как говорил один старый человек, переживший войну: в тяжелые времена голодали те семьи, где было одно дитя или двое, а не те, где десять. Если было питание - делились со всеми. Лично мне кажется, что в многодетности ничего страшного нет. Хотя кто-то и пугается.

Главное в воспитании, по мнению многодетного папы, научить детей добру, взаимопониманию, честности - чтоб совесть была чиста перед самим собой, вежливости в обществе. Но с советами на своих сыновей и дочерей они не наседают.