В погоне за тем, чтобы казаться богатыми и успешными, многие попросту теряют связь с реальностью и, постя «шикарные фотографии» в соцсетях, уже и сами начинают верить, что им до олигархов рукой подать. Что заставляет людей создавать свою виртуальную реальность и почему они не боятся, что этот параллельный мир не разрушат те, кто знают их в реальной жизни?
Об этом – в сегодняшнем материале «КП в Украине».
«Лакшери» напоказ
Один мой знакомый, сколько я его знаю, в долгах как в шелках, но, встречаясь раньше в общих компаниях, я только и слышала о том, как он крут. Бывало, его настолько заносило, что приходилось «наводить резкость», чтобы убедиться: уж не сидит ли со мной за одним столом кто-то из десятки «Форбс»? Но нет: это все тот же Игорек, которого я знаю сто лет и который после каждой вечеринки выбирает момент и тихонько спрашивает: «Слушай, 100 баксов на недельку не дашь в долг?»
Соцсети открыли перед Игорьком невиданные возможности. Его страница в Инстаграм – это сплошное «лакшери»: автомобили, яхты, самолеты и крутые вояжи. Читать комментарии подписчиков довольно смешно. Зная Игорька не один десяток лет, я ни капли не сомневаюсь, что он свою яхту не то что не купил, даже в аренду не взял – все это сплошной фотошоп. Но то, что Игорек, имея такое количество знакомых, совершенно не боится разоблачения и упрямо продолжает постить свою «шикарную жизнь», даже немного восхищает.
Коробки от айфонов и букеты напрокат
Любители пускать пыль в глаза среди нас были всегда, но до появления соцсетей, чтобы создать видимость успеха и богатства, нужно было изрядно потратиться. Для создания нового образа люди брали неподъемные кредиты, покупая вещи, которые изначально были им не по карману. Заканчивалось все это для семейного бюджета довольно печально.
Соцсети открыли для любителей выпендриться невиданные возможности. И, что самое главное, теперь на создание красивой картинки можно вообще не тратить деньги, фотографируясь с не принадлежащими человеку статусными вещами.
В эту «игру» охотно включился и бизнес. Коммерсанты держат руку на пульсе, предлагая покупать не сами дорогие вещи, а упаковки от них – например, коробку от айфона или пакет от известного бренда. Для фото сойдет! А еще для красивых фотографий в Инстаграм можно взять в аренду модные гаджеты, дорогие автомобили, шикарные усадьбы и даже букеты цветов!
«101 роза напрокат и не только. Взбудоражить подруг и поклонников? Легко! Нужно всего лишь выложить в соцсети фото с шикарным букетом. Романтичные селфи с розами не дадут просто проскроллить ленту. Каждый захочет рассмотреть селфи с букетом: и бывшая одноклассница, и троюродная тетя по папиной линии, и лучшая подружка, и симпатичный сосед. Всем захочется пересчитать цветы: неужели и правда сотня? Никто не останется равнодушным! Каскад обсуждений запустится моментально. Вот девушка медленно нажимает «Опубликовать»… А через пять минут ей уже наперебой звонят подруги, чтобы выяснить самое главное: «От кого?!», - рекламирует свои услуги один из киевских сайтов, называя свое довольно сомнительное ноу-хау «альтернативным вариантом для умных леди» и «оружием массового поражения».
У меня же в связи с этой рекламой букета напрокат возникла только одна ассоциация. Это старый анекдот, который любит повторять мой коллега: «солидная компания возьмет в аренду дырокол».
«Из любви к искусству»
Практически все люди лгут или как минимум немного приукрашают действительность в социальных сетях, чтобы произвести на других впечатление если не богатого, то хотя бы счастливого человека. Давайте будем откровенны: мы всю свою жизнь только этим и занимаемся, что производим друг на друга впечатление. Но все люди разные, соответственно, по-разному ведут себя и в жизни, и в соцсетях.
Психолог Виктория Егорова предлагает посмотреть на окружающих вас людей, и отмечает: в данном случае даже выборка в 20-30 человек будет вполне репрезентативной.
- Кто-то приходит в соцсети себя показать, кто-то – на других посмотреть. Одни активно пишут посты и комментируют, другие отмалчиваются, даже не ставя лайки. Одни ищут в соцсетях общение для души, другие расширяют рабочие контакты. Одни описывают в своих постах реальные события, а другие – исключительно выдуманные истории, - отмечает психолог.
Для выдумщика разоблачение неважно, потому что у него иная цель: создание другой реальности
По словам Виктории Егоровой, среди нас есть определенный процент лгунов, которые были такими в реальной жизни, но соцсети дали им возможность «развернуться». Есть среди них те, кому врать про «успешный успех» положено по работе.
Это, например, всевозможные тренеры и бизнес-коучи, в профессионализм которых просто никто не поверит, если они не будут демонстрировать картинки из красивой жизни. Но все же большинство людей врут просто «из любви к искусству». И оценивать эти действия с точки зрения человека, который в принципе бы никогда не стал так поступать, не стоит.
- Демонстрируя красивую вымышленную жизнь, люди хотят произвести впечатление на других, получить удовольствие от восхищения подписчиков, вызвать зависть, и возможность разоблачения их совершенно не пугает. Для выдумщика все это вообще неважно, потому что у него иная цель: создание другой реальности, - говорит Егорова.
Кстати, если задуматься, что конкретно может случиться в случае разоблачения, то мы увидим, что на самом деле ничего страшного для лгуна не произойдет, продолжает психолог. Допустим, кто-то из реальных знакомых увидит лживые посты, но еще большой вопрос, напишет ли он об этом в комментариях. И даже если все будет развиваться по худшему сценарию и разоблачительный комментарий все же появится, его всегда можно удалить, а человека – забанить.
Впрочем, отмечает Виктория Егорова, лгуны зачастую даже этого не делают. Дело в том, что они настолько вживаются в придуманную жизнь, что и отрицательные комментарии воспринимают соответственно: мне все завидуют!
говорит психолог.
Есть и еще один момент. Подавляющему большинству людей, если мы не говорим о социопатах, в той или иной степени важно, что о них думают окружающие. Но если большинство людей в первую очередь обеспокоены мнением близких (родственников, друзей, знакомых), то «социальным лгунам» важно восхищение посторонних – ведь именно для них они и создают свою параллельную реальность.