Первый «полет» - на гусиных крыльях
Летать 51-летний доцент агротехнического института в Бережанах Тернопольской области Иван Соловей мечтал с детства. Вспоминает: всегда завидовал птицам – из-за того, что у них есть крылья. Иногда взбирался на высокую сосну возле родительского дома в селе Шумляны и представлял, что это не ветер колышет ветки, за которые он держится, а это он сам летит.
Однажды, будучи совсем крохой – в три или четыре года, выпросил у матери гусиные крылья – женщина как раз принесла птицу на обед. Из них смастерил во дворе свой первый летательный аппарат, прикрепив крылья к деревянным креплениям. Следующей стала уже чисто деревянная «машина» для полетов. Идея провалилась: то ли навыков в «строительстве» не хватало, то ли дерево слишком тяжелое.
Откуда у маленького Ивана появилась мечта летать, как птица, он и сам сказать не может. Как будто какие-то высшие силы всегда его подталкивали к этому. О своей мечте - однажды полететь - никогда не забывал. Хотя жизнь все время уводила его в сторону и вела по другому пути.
- Когда учеба в школе подошла к концу и встал вопрос – что делать дальше, я ответил родителям: «Хочу быть летчиком, поступать хочу в летное училище!» - вспоминает в разговоре с «КП в Украине» Иван Соловей. - Но они лишь рукой махнули: «Что за сказки, все мальчишки хотят быть летчиками! Вон директор совхоза дает направление в сельскохозяйственную академию в Киев – ты можешь туда ехать учиться». Я и пошел…
В Киеве юноша, кроме академии, ходил в парашютный кружок на аэродроме «Чайка». Потом попал в армию.
Прибавил газу – и неожиданно взлетел
Во время службы прошел полгода обучения в авиационной школе в Азербайджане – учили на механиков самолетов. Служил в авиаполку в Туркменистане… Затем женился, переехал ближе к родному дому - в Бережаны, начал преподавать в местном институте. Самолеты все время, вопреки тому, как поется в известной песне, приходилось откладывать – пошли житейские заботы.
- Мы с женой жили в общежитии - сначала у нас была цель обзавестись своим жильем, - рассказывает Иван Соловей. - Купили жилье - вспомнил о самолете... Жена сказала: «Давай сначала еще машину купим, а потом уже…». И вот где-то в 2014 году я приступил к сборке самолета…
Все эти годы Иван Михайлович готовился к воплощению «проекта мечты» - искал схемы, изучал подводные камни, консультировался с другими пилотами. И несколько лет назад закончил - сверхлегкий самолет собран. Пора за штурвал! Причем на тот момент тонкостей управления не знал…
- Сначала просто ездил на нем по полю, а потом начал приподнимать переднее колесо - тогда не так трясло в кабине. Прибавил газу - и вдруг неожиданно для себя взлетел! - вспоминает свой первый полет на самодельном самолете Иван Соловей. - Не могу описать эмоции… Не умел садиться, расстроился - это ж, наверное, разобью его. Но решил: на землю еще успею - и начал набирать высоту. Это было состояние эйфории: неужели я на собственноручно сделанном самолете поднялся в воздух - и лечу…
Вопреки опасениям, самолет удалось посадить легко - сбавил газ, машина плавно села на поле. Принявший первое боевое крещение свежеиспеченный пилот все еще не мог прийти в себя - как ему, без специального сложного обучения, удалось взлететь и посадить самолет?!
- У меня до сих пор ощущение, что моими руками кто-то управлял. Это загадка для меня, - размышляет Иван Соловей. - Было бы интересно самому себя исследовать - может, действительно человек живет не одну жизнь и какие-то знания остаются... Страха не было вообще - страшнее было с девятого этажа в окно выглянуть. Было ощущение, будто у меня наконец есть крылья…
Только после первого полета мечтатель начал учиться, как управлять самолетом. Удостоверением пилота тоже обзавелся.
К родителям – за 12 минут вместо часа
Теперь к родителям в село в 30 км от Бережан может долететь за 12 минут, а не за час с лишним на машине по местным дорогам. Высоко не поднимается - метров 300-400. Хотя такой самолет может взлететь на высоту до двух километров.
- Отец, ему уже 90 лет, говорит: «Сину, може, тобі вже пора кидати ті забавки - тобі вже скільки років!» - смеется Иван Соловей. - Я отвечаю: «Які ж це забавки - це ж транспорт!» А насчет безопасности - летать куда безопаснее, чем ездить на машине.
Самодельный самолет Ивана Соловея оценил и погибший этим летом известный военный летчик из Коломыи Игорь Табанюк. Одобрил спасательную систему - если что-то случится, самолет с пассажирами спустится на землю на парашюте.
Час полета - 1200 гривен
Чтобы уговорить жену полетать вместе с ним, также потребовалось время. Сначала она поднялась в воздух с другими пилотами, с которыми не боялись рядом садиться их жены, а потом муж начал упрекать: «С другими летаешь, а со мной не хочешь?» В общем, поддалась.
- Для меня жена - друг, я ей доверяю, секретов нет. Мы с ней договаривались: сначала жилье, машина, потом - самолет. Так и сделали. Хотя другим, знаю, жены ставят ультиматум: «Или самолеты, или я!». И летчики, конечно, выбирают самолеты, - улыбается Иван Михайлович.
Свой сверхлегкий самолет Иван Соловей собирал по схеме немецкого Ikarus C22. На работу ушло лет пять, в течение которых все вечера после работы и все выходные, кроме больших церковных праздников, летчик-самоучка проводил в гараже.
Обошелся он ему в пять тысяч долларов. Найти составляющие было непросто - от каждого болта и гайки до мотора и фюзеляжа, самой дорогой части. Да и сами полеты - дело недешевое. На один часовой полет нужен литр масла, которое стоит 300 гривен, и 26 литров бензина - только при взлете махина «ест» литр топлива за две минуты. Получается, один полет - примерно 1200 гривен. Но деньги ушли и пришли, а сбывшаяся детская мечта греет душу.
ТТХ
Размах крыла - 10,3 м
Площадь крыла - 15,6 м
Высота - 2,8 м
Вес - 220 кг
Мест - 2
Максимальный набор высоты - 2 км
Максимальная скорость 120 км/час