Началось: как и почему у украинской блогерши отсудили 250 тысяч. Кому приготовиться?

Алевтина Черкашина, она же diva_olivka, поплатилась за нарушение контракта.

instagram.com/diva_olivka

Первый пошел. В Хозяйственном суде Киева создан судебный прецедент: Instagram-блогерша Алевтина Черкашина, известная как diva_olivka, должна выплатить четверть миллиона гривен за невыполнение взятых на себя обязательств.

Розыгрыш подарков

Беззаботная жизнь инстаблогеров подходит к концу. Если раньше их не привлекали за невыполнение обязательств перед рекламодателями, то теперь, похоже, картина меняется. Рекламодатели захотели себя обезопасить и стали давать денежки блогерам за рекламу только под конкретные гарантии, скрепляя все договорами. А если не нравится - найдем других блогеров, их же сейчас пруд пруди.

Эта история началась в августе 2020 года. В агентство по инфлюенс-маркетингу I Am Influencer обратилась известная (1,3 миллиона подписчиков) блогерша Алевтина Черкашина.

- Она обратилась в агентство с предложением провести именной розыгрыш (Giveaway) на её аккаунте в инстаграм, - говорит собственница агентства I Am Influencer Вероника Синица. - За это Алевтина обещала привлечь на страницы спонсоров 50 тысяч подписчиков. Мы обсудили условия, подписали договор, определили ее гонорар, внесли предоплату в размере 250 000 гривен, закупили призы на розыгрыш.

Не набрала подписчиков

С самого начала все шло очень хорошо. После первого же сторис и поста Алевтина обеспечила приход около 20 тысяч человек. Затем сделала еще пост и сторис и в общей сложности на резервный аккаунт подписалось 22800 человек. Но затем что-то пошло не так.

- В giveaway это распространенная практика. Не всегда блогер может выполнить гарантированный приход. В таком случае есть инструменты, которые ему помогут.  Например, закупка рекламы у других блогеров. Еще можно поставить посты на таргет (воздействовать только на целевую аудиторию. - Авт.). Обратиться к друзьям-блогерам. Есть достаточно много способов,

объясняет Вероника. 

Закупать рекламу у других блогеров Алевтина Черкашина не захотела. И приняла решение завершить розыгрыш раньше оговоренной даты.

- Мы очень долго ее просили продолжить работу. Верили, что Алевтина может выполнить договор. Да, не с одного-двух постов, возможно, пришлось бы делать ежедневные сторис и еще другие активности и посты. И таким образом все стороны были бы удовлетворены, - уверяет наша собеседница. - Мы ведь не могли завершить именной розыгрыш за нее. Но на все просьбы получили отказ, после чего отправили претензию с просьбой покрыть убытки, а затем уже обратились в суд.

Взыскали только 250 тысяч

По иску с Алевтины Черкашиной потребовали взыскать 1 250 000 гривен. Из них 250 тысяч – штраф за невыполнение условий договора. 700 тысяч гривен - упущенная выгода, 250 тысяч - материальный ущерб и 50 тысяч -моральный. 

- Мне неизвестны случаи, когда блогеров привлекали к ответственности через суд. Наш кейс, по сути, является прецедентом в Украине.  Однако детально изучив все обстоятельства, пришли к выводу, что это достаточно понятная категория судебных дел: привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору,

говорит адвокат Евгений Артюхов. 

В итоге Хозяйственный суд города Киева постановил взыскать с блогерши Алевтины Черкашиной 250 тысяч гривен штрафа. В остальной части заявленных исковых требований отказано.

К сожалению, позицию самой Алевтины редакции узнать не удалось, так как на наши просьбы прокомментировать ситуацию она не откликнулась. Но мы готовы предоставить ей слово.

Зашел большой бизнес

- 4 года назад рынок инфлюенс-маркетинга в Украине был достаточно неорганизованным. Многие блогеры работали без ФОПов. И, конечно же, многие рекламные интеграции строились на доверии, а это всегда включает в себя большое количество рисков, - поясняет Вероника Синица.

Но сейчас тенденция рынка инфлюенс-маркетинга в Украине идет к тому, чтобы работа с блогерами велась при условии заключения договора, где каждая сторона несет ответственность за свои действия. К тому же в этот рынок зашел большой бизнес, который как раз и работает строго по договорам, желая обезопасить себя от нежелательных последствий. 

Существуют так называемые брифы с условиями, которые блогер должен выполнить. Там указываются количество проявлений: посты (фото или видео), сторис, прописывается дата, когда блогер обязан выполнить публикацию материала. В договоре также прописано условие, что материал должен быть согласован с агентством и клиентом. Прописывается количество правок. И что допускается, а что не допускается в материале. На основе этого брифа составляется договор.

КСТАТИ

Адвокат Евгений Артюхов считает, что данный процесс может дать старт началу многим судебным делам в сфере блогерства.

- Я думаю, что наш процесс будет примером для всего блогерского сообщества, примером того, что все правоотношения нужно формализовать цивилизованно, как это делают в странах с развитой демократией и рыночной экономикой. Потому прогнозирую, что в ближайшее время появится целая категория споров в данной сфере, к нам поступает огромное количество запросов от инфлюенсеров, рекламодателей и тех, кто пользуется услугами блогеров. Это дело будет отправной точкой в данной категории дел.