Людмила Рокицкая из Снятина Ивано-Франковской области каждое утро поднимается на башню горсовета, чтобы настроить старинный столетний хронометр.
Династия часовщиков башни
Ратуша в Снятине в сотне километров от Ивано-Франковска - вторая по высоте после львовской. Она построена в стиле раннего историзма с элементами неоклассицизма, неоренессанса, английской неоготики и необарокко - и считается одной из самых красивых.
Почти под самым куполом башни, венчающей Ратушу, отбивают время механические часы - их видно и слышно за несколько километров, еще на подъезде к городу. Циферблаты размещены с четырех сторон. Здесь, в специальном помещении на башне, где установлен старинный часовой механизм, уже год работает 33-летняя Людмила Рокицкая - единственная часовщица в Украине.
О том, чтобы попасть на самый верх башни Ратуши в Снятине, Людмила Рокицкая не мечтала. Хотя живет в пяти минутах ходьбы от главных часов города. Не потому, что сложно взобраться, а потому, что у современной молодежи - другие развлечения. Ратуша стоит уже больше сотни лет и вряд ли куда-то исчезнет.
объясняет Людмила Рокицкая
Люда переехала сюда с семьей из села два года назад. Естественно, чтобы самой попробовать заводить часы, под бой колоколов которых просыпается каждое утро, ей в голову не приходило. Все, как часто бывает, решил случай…
За то, чтобы часы на городской Ратуше всегда показывали правильное время, почти всю историю их существования отвечала одна местная династия. В 1920-1930-х годах это делал житель Снятина по фамилии Холевчук. С 1939 года его сменил немец Франц Баумгартнер. В 1970-е он поручил ухаживать за часами своему зятю Казимиру Вербицкому, которого примерно через 20 лет сменил его брат Збигнев Вербицкий. После внезапной смерти Збигнева Вербицкого часы на Ратуше заводил его зять Василий Собчук - его официально назначили часовщиком с 1999 года.
- Василий проработал до 2017 года, дальше это место всего на год занял его сын, внук Вербицкого и муж моей сестры - Иван Собчук, - рассказывает «КП в Украине» сегодняшняя часовщица Снятина Людмила Рокицкая. - Он с семьей выехал в Польшу, и еще два года, до октября 2020-го, за часами ухаживал родственник Вербицких - Анатолий Галицкий. А после и он уехал за границу...
Буквально за пару дней до отъезда в Польшу Анатолий случайно встретил Людмилу Рокицкую на улице. То ли в шутку, то ли и правда хотел, чтобы часы и дальше заводил кто-то из их рода, предложил сменить его на этой должности.
Работы - полчаса в день, но без выходных
Люда сначала не восприняла всерьез предложение - такой труд выглядел совсем не «женским». А потом решила: а почему бы и нет? Это официальная работа - и не пыльная. Рабочий день - полчаса! Где такое найдешь? И согласилась.
- Я как раз занималась поиском работы, - рассказывает «КП в Украине» Людмила Рокицкая. - И решила – была не была! Научусь. Что понравилось - не нужно сидеть в кабинете с девяти до шести и бумажки перебирать. Работы мало, но - каждое утро, в дождь и слякоть, без праздников и выходных.
Ставка часовщицы на Ратуше - чуть больше минимальной.
Людмила по профессии медсестра, но больничные будни в реанимации не пришлись ей по душе. Не понравилось работать и в статистике - те же бумажки, протоколы…
Размышляла так: родственник за пару недель ее научит. Но оказалось, что все усвоить пришлось за один урок - раз показал и больше с ней на Ратушу не поднимался. А вскоре уехал. Так что пришлось во всем разбираться самой.
рассказывает Люда.
Эти часы, как и большинство других, которые в разное время украшали здания на Галичине, изготовил польский мастер Михал Менсович. Когда Люда с мужем увидели состояние часов, стало понятно: они нуждаются в реставрации. Чтобы заменить детали, нужна была схема, по которой их делали. Супруг Юрий обращался в польский музей, но схему часов не нашли. Так что приходится иногда возле часов повозиться чуть больше, чтобы стрелки не отставали.
Циферблат – под механический, начинка - электронная
Всего же таких механических часов в Украине остались единицы - кроме Львова, такие же хронометры отсчитывают часы на Ратуше в Черткове Тернопольской области, в Ивано-Франковске, в Мукачево в Закарпатье.
делится Людмила.
Так что снятинская часовщица - одна из последних, и, похоже, не только в нашей стране.
Своих дочерей, восьмилетнюю Элю и 11-летнюю Эмму, чтобы когда-то продолжили династию, Люда не планировала обучать ремеслу. Но… буквально на днях старшая сама попросила: «Мама, а давай я под твоим присмотром настрою время?»
- Ей не понравилось - тяжело, сказала: «Я не понимаю, как ты это делаешь каждый день?!» - улыбается Людмила. - Но она еще маленькая. Хотя работа действительно не самая легкая - чтобы настроить часы, надо с помощью лебедки поднять вверх три бочки. Вес каждой - 70-80 кг. Конечно, лебедкой легче - не так, если бы на плечах такой мешок тащила. Одна бочка отвечает за бой часов, вторая - за бой четвертей, третья - за циферблат.
Если часы не заводить каждый день, они остановятся. С каждым ударом бочки опускаются - всего они рассчитаны на 25,5 часа примерно. То есть каждое утро надо быть на Ратуше.
Романтическое место
Два колокола отбивают время круглые сутки в разных тональностях. Бьют четверти и который час. Это помогает жителям Снятина даже в отдаленных от центра районах знать, сколько времени. Правда, сегодня это ценит только старшее поколение, хотя раньше никто из местных не мог представить себе ни дня без городских часов. Время как будто замирало, когда стрелки останавливались - например, на время ремонта хронометра.
В Снятине на местную Ратушу иногда водят «подставные» экскурсии, во время которых местные Ромео делают предложение своей половинке. В одной из таких участвовала и Людмила Рокицкая.
Кстати, предпоследний часовщик Ратуши, ее родственник Иван Собчук, делал предложение сестре Людмилы Татьяне на своем рабочем месте - на башне Ратуши. Главный вопрос «Ты выйдешь за меня?» он написал краской на крыше горсовета и предложил ей глянуть вниз с башни. Это было 12 лет назад - влюбленные поженились и живут в Польше, но подаренной Иваном Собчуком возможностью сделать романтическое предложение на башне Ратуши и сегодня могут воспользоваться снятинские Ромео - краска еще не стерлась.