Фашисты, проститутки и макароны
По национальности Ив Монтан (настоящее имя Иво Ливи) был итальянцем - он родился в Тоскане. Но первые детские воспоминания у него были связаны с французским Марселем, куда переехали родители, когда мальчику было два года. Отец Ива был социалистом, а брат матери - фашистом, который сделал все, чтобы превратить жизнь своего шурина в ад. Вместе с приятелями он то избивал отца маленького Ива, то грозил расстрелом, а в конце концов просто поджег его дом. Отец предпочел нелегально перебраться в соседнюю страну вместе с компанией контрабандистов и воров, а потом перевезти во Францию всю семью.
Я всегда буду парикмахером, некрасивым и бедным, никогда не посмею рта раскрыть, и никто не заглянет мне в глаза и не скажет: "Ив, ты красивый, и я тебя люблю"
Угроза со стороны фашистов отступила (по крайней мере временно), но бедность никуда не делась. Жила семья в нищем квартале, нередко у Ива и его старших брата и сестры на обед было одно яйцо на троих. Отец был чернорабочим, потом попытался, как в Италии, открыть мастерскую по изготовлению половых щеток, но быстро обанкротился.
Ив, когда чуть подрос, два года проработал на заводе по производству макаронных изделий. К счастью, его сестра открыла парикмахерскую и взяла туда брата помощником. Вскоре он сам начал стричь клиенток - в основном девиц легкого поведения. Бар, где он завтракал, был набит бандитами - однажды на глазах у Ива застрелили человека… А тем временем в голове у юноши бродили мрачные мысли: «Я всегда буду парикмахером, некрасивым и бедным, никогда не посмею рта раскрыть, и никто не заглянет мне в глаза и не скажет: «Ив, ты красивый, и я тебя люблю»».
Тем не менее однажды он решился принять участие в концерте, где выступали артисты-любители. И публике понравилось, как он поет. Вскоре он прославился на весь Марсель, выступив в модном кабаре «Алькасар», потом объехал несколько городков с ревю, на афишах которого было написано «Ив Монтан - динамит на сцене»… А потом уехал в Париж - одновременно в поисках славы и спасаясь от отправки в немецкие трудовые лагеря (Францию к тому моменту уже оккупировали гитлеровцы). Кстати, его настоящее имя было Иво Ливи, а псевдоним, как он утверждал, родился из слов матери, которая в детстве звала его ужинать, крича из окна на итальянском: «Yvo, monta!» («Иво, подъем!»)
От Эдит Пиаф до Мэрилин Монро
В Париже ему предложили выступить в «Мулен Руж» в одном концерте с Эдит Пиаф. Даже не встречаясь с ним, она сообщила через импресарио, что по умолчанию считает его «горлопаном, образцом вульгарности и дешевки» и ему придется доказать ей обратное. Ив спел четыре песни, трясясь от ужаса. После этого Пиаф сообщила, что находит его замечательным артистом, и, недолго думая, сделала любовником. Вскоре он снялся с ней в своем первом фильме, провальной мелодраме «Звезда без света».
Его дорога к славе была ухабистой, но все-таки довольно короткой. Второй фильм с его участием, «Врата ночи», тоже провалился, а игра Монтана никого не впечатлила (совсем неопытный актер, он заменил в картине знаменитого Жана Габена и, мягко говоря, не соответствовал предполагаемому уровню). Зато в этом фильме впервые прозвучали Les Feuilles Мortes, «Опавшие листья» - великая песня Жозефа Косма и Жака Превера. На экране ее исполняла певица Ирен Жоаким, но Монтан сразу включил песню в свой репертуар - и в этот момент по-настоящему родился как певец.
В конце 40-х он уже был звездой во Франции. А в 60‑е стал известен и в Америке, сыграв в нескольких фильмах и вроде как даже завел роман с партнершей по картине «Займемся любовью» Мэрилин Монро.
Во время визита состоялась встреча супругов с Никитой Хрущевым: обсуждали и преступления Сталина, и Будапешт… Аргументы Хрущева супругов не убедили
Его популярности в СССР немало способствовал худрук Театра кукол Сергей Образцов. В 1953-м он побывал с гастролями в Париже, сходил на концерт Монтана, привез две пластинки и на их основе сделал радиопередачу, которую слушала вся страна. Параллельно на экраны вышел выдающийся фильм «Плата за страх», потрясший советских зрителей.
В 1956-м в Союзе была опубликована его автобиография «Солнцем полна голова»… И буквально за считаные месяцы Монтан стал для советских людей воплощением волшебного Парижа. В 1956 году он приехал в СССР на гастроли. Зрители не подозревали, что выступления едва не сорвались: Монтан и его супруга Симона Синьоре были потрясены кровавым подавлением будапештского восстания.
Во время визита состоялась встреча супругов с Никитой Хрущевым: обсуждали и преступления Сталина, и Будапешт… Аргументы Хрущева супругов не убедили, но другом СССР Монтан после этой встречи быть не перестал.
«Уйду без сожалений»
Культовый советский певец, спокойный и вдумчивый Марк Бернес однажды исполнил песню «Когда поет далекий друг»: «Голос Монтана звучит на короткой волне, и ветки каштанов, парижских каштанов в окно заглянули ко мне…» Монтан этот жест оценил и перепел песню на французском. При этом по Москве гуляла легенда, что Монтан в ГУМе скупил самые ужасные образцы женского белья и устроил в Париже выставку, и все французы дружно хохотали - впрочем, никаких документальных подтверждений этому нет. Но в глазах советской власти Монтан «предателем» все же оказался. Если Будапешт он простил, то ввод танков в Прагу летом 1968-го - нет. Они с женой публично осудили разгром «Пражской весны», а потом еще и вместе снялись в фильме «Признание», действие которого разворачивалось в Чехословакии в 1948-м и 1968-м. В СССР картину однозначно расценили как антисоветскую; с этого момента и до начала перестройки Монтан считался в лучшем случае «заблуждающимся», сбившимся с пути истинного артистом. Впрочем, фильмы с ним иногда выпускали.
Монтан вернулся в СССР только летом 1990 года, чтобы представить картину «Признание». Тогда никто и подумать не мог, что ему остается жить чуть больше года. В ноябре 1991-го на съемках фильма «ИП5: остров мастодонтов» ему пришлось залезть в ледяное озеро, и он почувствовал себя плохо. Его срочно доставили в больницу, и там он умер: инфаркт. Последние его слова запомнил один из работников скорой: «Я прожил такую прекрасную жизнь, что уйду без сожалений…»