В среду, 20 октября, Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о госбюджете на 2022 год. Нардепы до голосования подали на рассмотрение бюджетного комитета, Минфина и Счетной палаты впечатляющие 3284 правки, из которых учли частично и полностью 1501 предложение депутатов. Завесу тайны о том, что именно «протянули» в бюджет, приоткрыл нардеп из «Голоса» Ярослав Железняк. И к бюджетному комитету возникло сразу пять неудобных вопросов.
Первый
По данным депутата, распределять средства по целому ряду образовательных проектов, а также решать, куда пойдут деньги, направленные на социально-экономическое развития страны, теперь будут специальные комиссии и рабочие группы. Состоять они будут наполовину, а то и на две трети из депутатов бюджетного комитета, а также других профильных парламентских комитетов. При этом на туманное «социально-экономическое развитие» страны в следующем году направят рекордные шесть миллиардов гривен, которые заберут из Государственного фонда регионального развития. Казалось бы, и в том, и в другом случае средства уйдут на развитие, но есть существенная разница. Фонд регионального развития работает не первый год и является структурой прозрачной с проектами ясными и понятными. Теперь же немалые шесть миллиардов гривен будут распределяться некой «рабочей группой» в ручном режиме. Что, как все мы понимаем, открывает прекрасные возможности для коррупционных и лоббистских действий членов бюджетного комитета. СМИ уже задавали вопросы главе бюджетного комитета Юрию Аристову о его подозрительных лоббистких действиях в распределении бюджетных денег. Он в своем Фейсбуке неубедительно оправдывался тем, что, дескать, человек маленький и ничего не решает, однако эксперты говорят в один голос: создание «ручных» комиссий и рабочий групп с миллиардными возможностями кому-то да нужно. Если раньше множество предложений (сомнительных и не очень) Юрия Аристова и его заместителя Александра Трухина могли и не пройти голосование в Раде, то теперь достаточно протащить решение подконтрольной кому нужно комиссии – и золотой ключик в виде пары сотен миллионов гривен в кармане. У кого? Посмотрим. Какой «откат» отойдет самой комиссии, а точнее ее кукловодам? Вряд ли узнаем.
Второй
Вышеупомянутое «разграбление» Государственного фонда регионального развития, одобренное Юрием Аристовым сотоварищи, тоже будет иметь долгосрочные негативные последствия. У Фонда забрали так много, что пришлось даже остановить на 2022 год действие нормы Бюджетного кодекса, согласно которому ГФРР должен составлять не менее процента от прогнозного объема доходов общего фонда Госбюджета. В феврале Министерство развития общин и территорий уже заявляло, что в Госбюджете-2021 предусмотрели всего 4,5 млрд гривен на Государственный фонд регионального развития, что вдвое меньше определенного Бюджетным Кодексом (9,3 млрд грн).
«Государственный фонд регионального развития - это один из главных инструментов государства, воплощающий видение прогнозируемого и устойчивого экономического и социального развития регионов. Законодательством о ГФРР определено, что проекты гарантированно должны быть завершены. Таким образом мы избегаем долгостроев. В 2021 году за счет ГФРР финансируются проекты двух приоритетов - качественное обновление инфраструктуры в регионах и проекты экономического развития», - отмечал Министр развития общин и территорий Алексей Чернышев.
Более того, в начале года профильное Министерство планировало, что в Государственный фонд регионального развития будет выделено не менее 2% в 2022 и не менее 3% прогнозного объема доходов общего фонда Государственного бюджета Украины на соответствующий год начиная с 2023 года. Однако не так вышло, как обещалось – не дотянули даже до базового 1%. При активной поддержке бюджетного комитета Верховной Рады Фонд регионального развития планомерно уничтожают.
Третий
По данным Ярослава Железняка, деньги на разработку и реализацию государственных инвестиционных проектов заберут у Минэкономики (это 2,7 млрд грн), раздуют до 4 млрд и распределят в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам государственных инвестиционных проектов. Экономисты отмечают, что это решение совпадает с прошлогодним предложением замглавы бюджетного комитета господина Трухина, которое уже раскритиковали в профильных СМИ. Все дело в том, что немалая часть инвестиционных проектов, которые лоббирует Александр Трухин, попали под подозрение Счетной палаты. При аудите определили нерациональное расходование бюджетных денег или слишком медленное их освоение. Некоторые проекты выглядят всего лишь благодатным полем для коррупции. При этом скандалы этого года в распределении инвестиционного бюджета на следующий никак не учитываются. Как говорится, грабли и нынче там.
Четвертый
Кроме того, стало известно, что представители бюджетного комитета вновь настаивают на выделении 2,2 млрд грн на развитие инфраструктуры аэропортов. При подготовке госбюджета-2021 пытались выделить целых 3 млрд (предложение тоже принадлежало Александру Трухину), но в итоге Рада согласилась отдать из спецфонда лишь 1 млрд. Увеличение в 2,2 раза должно обрадовать лоббистов, но вызвать дополнительные вопросы у Антимонопольного комитета. Напомним, в мае нынешнего года Антимонопольный комитет приостановил проектирование и строительство аэродрома международного аэропорта «Днепропетровск». На стройку в Днепре замглавы бюджетного комитета «пробил» выделение 1,4 млрд грн (при общем бюджете 11,8 млрд).
Получателями государственной помощи в рамках проекта строительства выступили Укринфрапроект, ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» и ООО "МА "Днепропетровск". 7 февраля Мининфраструктуры подписало договор на строительство нового аэродромного комплекса в Днепре на 3,95 млрд грн. Генпорядчик - ООО «Альтис-Констракшн». Бенефициар компании - Александр Глимбовский, тесть небезызвестного экс-главы Государственной фискальной службы Романа Насирова. Помните такого? В клетчатом одеяле в зале суда?
Стройку в Днепре остановили, потому что объемы разворовывания государственных средств вышли за пределы здравого смысла и стали видны даже с улицы Банковой. Теперь же в бюджете снова выделяют деньги на ту же стройку (или подобную ей), только уже в два раза больше.
Пятый
Последнее, на что хотим сегодня обратить внимание, это уловка бюджетного комитета ВР по фальшивому увеличению доходов государственного бюджета и, соответственно, росту его расходной части. По данным Железняка, из специального фонда в общий фонд госбюджета прямо накануне голосования в первом чтении передали поступления в рамках программ помощи и грантов правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений. Эти поступления всегда отправляли в отдельный спецфонд по одной простой причине: доходы от грантов и программ помощи надежными источниками не назовешь. Изменится международная конъюнктура – и денег не станет. Впрочем, теперь, когда убрали спецфонд, перебои с поступлением этих средств в Украину будут отнюдь не так видны. Зато в проекте бюджета на 2021 год бюджетный комитета Рады под руководством Аристова и Трухина смог приосаниться, «нарисовав» красивые цифры.
Жаль только, что сколько не говори «сахар», слаще во рту не станет. И пора бы рулевым бюджетного комитета это запомнить.