Украина подписала "открытое небо", но не может гарантировать безопасность полетов

12 октября, Украина и ЕС подписали соглашение об общем воздушном пространстве или "об открытом небе", которую в КМУ назвали "авиационным безвизом". 

REUTERS/Tony Gentile

12 октября, Украина и ЕС подписали соглашение об общем воздушном пространстве или "об открытом небе", которую в КМУ назвали "авиационным безвизом".  За торжественной церемонией подписания наблюдал и президент Владимир Зеленский, у которого на столе к этому времени лежал с десяток писем сотрудников "Украэрорух" и запрос Верховой Рады о критической ситуации с безопасностью полетов в Украине. 
 
Так, во время подписания, президент заявил, что считает получение "авиационного безвиза"  значительным прогрессом в отношениях с ЕС. 
 
"Мы достигли весомого прогресса со времени 22-го саммита. Через восемь лет, наконец, подписано соглашение о совместном авиационном пространстве. Я поздравляю Украину, поздравляю президентов и всех членов Европейского Союза. Это высокие стандарты безопасности полетов, новые возможности для граждан и бизнеса, большее количество рейсов и шире география путешествий ", - сказал Зеленский.
 
Но именно про отсутствие безопасности полетов над Украиной Главу государства предупредили народные депутаты. В обращении к Зеленскому,  ВРУ информирует, что профильное ГП "Украэрорух" доведено до кризисного финансового состояния, руководит ним человек без профильного образования, надлежащего опыта работы  и без законных полномочий. 
 
В запросе парламентариев также указывается, что действия руководства ГП "Украэрорух" уже привели к параллелизации роботы авиакомпании "Украэрорух". 
 
"ГП сегодня не может обеспечить безопасность полетов, не выполняет международные обязательства касательно поиска и спасения в акваториях Черного и Азовского морей, а летные проверки радио-технических приборов по всей территории Украины находятся под угрозой срыва", - сказано в запросе на сайте ВРУ
 
По словам руководителя авиакомпании "Украэрорух" Игоря Куликовского, в ГП "Украэрорух" ситуация сегодня действительно критическая. Два украинских самолета для настройки аэронавигационных комплексов  застряли в Германии, и эту информацию ГП скрывало от Министерства инфраструктуры. Глава Госавиаслужбы Украины Александр Бильчук тоже молчит и бездействует. 
 
"Полный бардак", - утверждает Куликовский уже привел к тому, что киевский аэропорт "Жуляны" лишили права принимать самолеты в сложных погодных условиях. Все потому, что Украина не выполнила обязательств, не совершала облетов системы посадки, и ее пришлось просто отключить. 
 
Виновными в бардаке Куликовский называет непрофессиональное руководство ГП "Украэрорух". 
 
"Ярмак, который уже будет два года как в о. в ГП. Его туда Криклий привел. Второй – это коррупционер Корнев (заместитель Ярмака, - ред.), которого, если помните 9 февраля задержали с поличными с деньгами 70 тыс дол. Он до сих пор работает в "рухе", занимается финпотоками. Это друг Ярмака. И еще есть Ожигова – админдиректор, она учительница первых классов по профессии.  Де-факто она практически и руководит ГП. Ну и самое страшное… Я директор авиакомпании. Я был месяц как незаконно уволенным, восстановился с 31 августа, и я когда вернулся в "рух" и посмотрел что сделали с авиакомпанией… Авиакомпании нет. У нас нет ни техников, ни инженеров. Четыре летчика осталось на 4 самолета… Жуть. Из того что я вижу – это просто преступление. ", - сказал он. 
 
Проблема с застрявшими в Германии самолетами, по словам Куликовского, уже решается на межправительственном уровне. Госавиаслужба Украины во главе с Александром Бильчуком, как и сам "Украэрорух", справится с ней самостоятельно оказались не в состоянии.
 
"Мне сложно комментировать эту ситуацию. Я никакого отношения к ней не имею", - сказал Бильчук, так и не пояснив как глава Госавиаслужбы Украины может быть не в курсе проблемы, о которой уже информировали президента. 
 
В целом, ГП "Украэрорух" под руководством Ярмака получил рекордные убытки. По итогам прошлого года одни достигли отметки в 1,5-миллиардов гривен.  
 
На самом предприятии  уже второй год  неспокойно. Коллектив требует  отставки руководства, а незаконно уволенные сотрудники засыпали исками судебные инстанции. Также работники оспаривают и незаконное урезание им заработной платы практически в два раза. Заработки же самого Ярмака все это время только росли и достают сейчас 220 тыс. грн в месяц. Более того, в сентябре он даже купил себе новую квартиру в Киеве за 6,8 млн грн. 
 
Сотрудники ГП надеятся, что неспособность Украины гарантировать безопасность полетов на этот раз таки заставит власть обратить внимание на кризис  в "Украэрорух". 
 
"Реакция будет мировых перевозчиков, когда наложат штрафы на государство Украина за снижение безопасности полетов и срыв договоров потом "зачешутся", и деньги найдут, ...кризисные менеджеры", - рассуждают сотрудники в профильной группе социальной сети Фейсбук. 
 
Напомним, ранее Счетная палата констатировала нецелевое использование руководством  "Украэроруха"  кредитных средств ЕБРР в размере 25 млн евро.