Заведующий подстанцией скорой помощи: Полдня устраиваешь больного с ковидом в больницу, а другие вызовы ждут

Как работается врачам экстренной службы на пике новой волны и почему обновленные правила спасения трудновыполнимы.

REUTERS

Нехватка семейных врачей и лечение «по телефону» 

В череду сомнительных коронавирусных рекордов в Украине добавился еще один - наибольшее количество выездов бригад скорой помощи за всю историю было зафиксировано 10 октября. За сутки в службу 103 поступило 44 тысячи звонков.

В Минздраве этот шквал обращений связали с текущим всплеском заболеваемости. Виктор Ляшко напомнил украинцам, когда полагается вызывать скорую - при болях в груди, одышке в состоянии покоя, признаках дыхательной недостаточности, нарушениях сознания и сатурации ниже 92%. И рекомендовал прежде всего связываться с семейным врачом, который и должен определять, обойдется ли амбулаторным лечением или отправляться в стационар. Совет хороший, вот только не слишком применимый к нашим реалиям.

- Вот ситуация сегодняшнего дня: заболел наш сотрудник, температура 38,8, семейному врачу дозвониться не может, в поликлинике говорят: приходите. И он идет в это большое скопление людей, где 80% тоже с температурой сидят и ждут, к кому можно попасть, потому что часть врачей сбежали, - рассказывает глава Независимого профсоюза сотрудников скорой помощи Запорожья Анатолий Сидоренко. - В отдельно взятой бюджетной поликлинике не хватает 15 семейных врачей. Это маленький пример, но это и модель всего происходящего. Медики разбежались, потому что обещали им золотые горы, а дали копейки. Плюс невозможная нагрузка, когда тебе звонят и днем, и ночью, и в выходные, и в отпуске. Врачи уходят в частные медцентры, идет разрушение бюджетных поликлиник по всей стране.

Тем временем та же Запорожская область сейчас занимает «почетное» второе место по заполненности ковидных отделений. И это, по словам врача, следствие передвижения больных в общественном транспорте, когда они с температурой едут в поликлинику и по дороге общаются, распространяя инфекцию, и «хитростей» со стороны больниц. Чтобы получить «ковидные» деньги от НСЗУ, они еще до пика волны начали заполнять стационары пациентами с легким и средним течением болезни, а когда пошли «тяжелые», оказалось, что мест не хватает.

- Реанимации сейчас все заполнены, поэтому у нас каждый день нервотрепка, в какую больницу везти, - объясняет Анатолий Сидоренко. - А количество вызовов в скорую увеличилось еще и потому, что лечение по телефону ни к чему хорошему не приводит. И когда уже начинаются тяжелые осложнения, единственная палочка-выручалочка - это скорая помощь. Но она приедет, даст на время кислород, симптоматическое лечение - и уедет. Или же бригада звонит старшему врачу смены в единой диспетчерской, она обзванивает стационары в поисках, куда можно отвезти больного.

Бригады не успевают возвращаться на подстанцию

И пока идет поиск больницы, бригада ждет, а ее, в свою очередь, уже ждут другие пациенты - и все это драгоценное время, которое так мечтали сократить чиновники, принимая обновленные правила вызова скорой, действующие в Украине с начала 2021 года. Чтобы врачи могли быстрее добраться к пациентам, нуждающимся в неотложной помощи, все вызовы разделили на четыре категории - критические, экстренные, неэкстренные, непрофильные (подробнее см. «Будь в курсе»). Бремя определения, к какой категории отнести принятый вызов, легло на плечи диспетчеров, у которых есть протокол и специальный перечень вопросов. И уже исходя из полученной информации, они определяют категорию срочности. По словам Анатолия Сидоренко, который руководит одной из подстанций скорой помощи, у них принимаются все вызовы, другой вопрос - как соблюсти нормативные для критических случаев 10 минут в условиях пандемии. При том, что никуда не делись ДТП, несчастные случаи и другие ситуации, когда стоит вопрос жизни и смерти.

Несмотря на то, что медики работают на износ, колеся по вызовам без обедов и передышек, уложиться в отведенные правилами 10 или 20 минут пока не представляется возможным.

- Бригады сейчас вообще не возвращаются на подстанцию, - говорит врач. - Взяли больного с ковидом - и полдня его устраивают в больницу, а принятые вызовы ждут. Вот недавно прибегали люди - дозвониться не смогли, сатурация - 78, сделайте что-нибудь. А у нас все машины на вызовах, и они спрашивают: «Если мы возьмем больную и повезем в стационар - ее примут?» И что тут ответишь, когда там пациенты лежат в коридорах.

В Запорожской области у работников скорой смена длится сутки, в других областях - по 12 часов. И несмотря на то, что медики работают на износ, колеся по вызовам без обедов и передышек, уложиться в отведенные правилами 10 или 20 минут пока не представляется возможным. Поэтому тут - как повезет.

В случаях с ковидом скорая необходима, когда человек испытывает трудности с дыханием, объясняет врач. Вследствие пневмонии снижается сатурация, пациент нуждается в ингаляции кислородом - по этим критериям посылается бригада. И, допустим, пациенту с гипертоническим кризом придется подождать. А при одновременных вызовах ковид и ДТП или падение с высоты пациент с коронавирусом уже будет вторым - в первую очередь помощь всегда оказывается там, где прямо сейчас есть угроза смерти или инвалидности. 

«Привезли-увезли» - зачем платить больше?

Не так радужно, как это звучит с парламентской трибуны, выглядит и ситуация с оплатой труда медиков скорой, которые уже полтора года работают на «передовой».

- «Ковидных» в обещанном  объеме не платят, - констатирует  Анатолий Сидоренко. - У нас платят тем, кто ездит на вызовы, за количество времени, проведенного с конкретным больным ковидом. Допустим, бригада уехала на час, этот час умножается на три, и платят как за три. Но это не то, что было, когда мы получали по 2-3 оклада каждый месяц дополнительно. Был какой-то фонд, НСЗУ по договору целевым направлением отправляла деньги, сейчас этого нет. И, судя по последним заявлениям, в следующем году какие-то выплаты вообще не предусмотрены. И как тут удержать людей такими окладами? Ну, получили мы письмо от президента, исходя из которого все будет, надо только дождаться следующего года. Но кто тут до 1 января останется?

Кстати, ни водителям, которых на такую работу не заманишь, ни диспетчерам, не успевающим сейчас ответить на все звонки, увеличить зарплату так до сих пор никто и не удосужился. Как говорит директор подстанции скорой помощи, у них были надежды на Максима Степанова, который хотел поднять тариф работникам экстренной помощи. Это сумма, которая выделяется на скорую помощь по области в зависимости от количества проживающих людей. Сейчас это 240 гривен, экс-министр здравоохранения «продвигал» тариф в 360 гривен, но не успел.

А новый министр считает, что за «привезли-увезли» в  скорой и так деньги получают, зачем им платить больше? -

говорит Анатолий Сидоренко. 

Чем успел помочь «ковидный» фонд скорой помощи - так это новыми машинами, современными, оснащенными необходимым медоборудованием. Их закупили во всех областях, и с автопарком у всех все хорошо. Актуальнее всего сейчас вопрос с кадрами, а для этого нужна достойная зарплата.

В ТЕМУ

Работу тормозят обманщики

Снижают эффективность работы скорых и необоснованные вызовы, когда диспетчеру озвучиваются одни симптомы, а приехавшим врачам предстают совсем другие, которые и не требовали безотлагательной медицинской помощи. В памяти пациентов еще живы те времена, когда бригада приезжала на «померять давление». Они уже давно канули, а вот привычка вызывать скорую, чтобы пожаловаться на неясное недомогание в неопределенном месте, осталась. А все это время, которого в эту минуту может не хватить для пациента с инфарктом или инсультом.

- Таких случаев очень много, - говорит врач. - Обманывают, «утяжеляют» состояние, чтобы кто-то приехал, мы смотрим, чем можем - помогаем. Ответственность за это у нас не предусмотрена, хотя в Европе она есть - 100 евро высчитывается из пенсии или зарплаты.

БУДЬ В КУРСЕ

Обновленные правила вызова скорой помощи

Целью нововведений была, как водится, оптимизация. По данным МОЗ, в 2020 году 67% машин не приезжали на вызовы вовремя, поэтому новые правила были призваны изменить эту ситуацию и добиться, чтобы в текущем году не менее 60% приезжали своевременно, в 2022-м - 75%, в 2023-м - 85%. Итогов года еще, конечно, нет, но уже понятно, что реализация задумки «хромает».

Что до категорий вызовов, их четыре, и в зависимости от того, какая из них присвоена звонку с обращением, зависит время прибытия бригады.

1. Критические вызовы. Время прибытия по нормативу - 10 минут, превышение допускается в 25% случаев. Это состояния, угрожающие жизни: отсутствие дыхания, сильные кровотечения, падение с высоты, отравление угарным газом, химическими или наркотическими веществами, удар током и т.д.

2. Экстренные вызовы. Время прибытия - 20 минут, с превышением времени не более чем в 15% случаев. Состояния, несущие угрозу жизни и здоровья и грозящие резким ухудшением в случае неоказания своевременной помощи: подозрение на инфаркт или инсульт, нарушение дыхания, признаки коронарного синдрома, сильные боли в животе.

Грань между критическим и экстренным вызовом очень тонка, определяет ее диспетчер. И в случае с ковидом вызов может относиться как к одной, так и к другой категории.

3. Неэкстренные вызовы. Состояния, не являющиеся неотложными, но требующие осмотра врача: гипертонический криз, температура, боли в животе, подозрение на пневмонию, легкая или средняя тяжесть течения ковида. В подобных случаях рекомендуется обратиться к семейному врачу, но если такой возможности нет - выходные или ночное время, приезжает скорая.

4. Непрофильные вызовы. Если поликлиника работает, диспетчер посоветует обратиться к семейному врачу либо вызвать неотложку при поликлинике. Если же у поликлиники нерабочее время, скорая приедет, но придется подождать. Кроме того, диспетчер может вызвать для телефонной консультации врача бригады скорой, который посоветует, что делать и куда обратиться.