С 8 октября у Верховной Рады новый руководитель. Главой парламента народные депутаты избрали Руслана Стефанчука, который до этого более двух лет был первым вице-спикером.
Новый спикер парламента - личность колоритная. Он прошел путь от кавээнщика до ученого и политика.
Стефанчук - один из тех депутатов, которые имеют в своей парламентской копилке немало поданных законопроектов. Согласно информации на официальном сайте Верховной Рады Руслан Стефанчук является автором/соавтором 70 законодательных инициатив.
Уголовная ответственность за неперсональное голосование
В первые дни депутатства внес на рассмотрение парламента законопроект о введении уголовной ответственности за неперсональное голосование. Такие деяния предусматривают наказание в виде штрафа от трех до пяти тысяч необлагаемых минимумов (51-85 тысяч гривен). Досудебное расследование таких уголовных правонарушений должны осуществлять следователи органов Государственного бюро расследований.
Закон был оперативно принят и подписан президентом Владимиром Зеленским.
Десоветизация законодательства
Стефанчук был главным инициатором законопроекта о десоветизации украинского законодательства. Документ уже принят в первом чтении. Он предусматривает отмену законов (свыше 1000), которые после приобретения Украиной независимости не используются, но имеют статус действующих.
«В Украине существует значительный массив законодательства Союза ССР и Украинской ССР, применение которых не соответствует уровню общественной жизни, по крайней мере тем реалиям, по которым живет современное общество… Красноречиво это иллюстрирует действующий Жилищный кодекс от 1983 года, в преамбуле которого до сих пор возвышается итог победы Великой Октябрьской социалистической революции и ленинские идем построения коммунистического общества, в частности избранный курс Советского государства на реализацию Компартией программы жилищного строительства», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Отменить перевод стрелок
Новый спикер Верховной Рады является активным инициатором законопроекта об исчислении времени в стране. Предлагает сезонно не крутить стрелки часов, а остаться жить в «зимнем» времени.
- 95% территории Украины находится в пределах часового пояса - UTC + 2. Только Луганская, частично Донецкая и Харьковская области, а также незначительная часть Закарпатской области находятся в других часовых поясах. Временная разница между ними составляет 68 минут. К тому же после аннексии Крыма Российская Федерация сразу же приняла решение и установила на временно оккупированных территориях московское время. Поэтому ввести на всей территории Украины единое время - геополитическая задача, - пояснял Стефанчук.
Законопроект принят пока только в первом чтении. В законопроекте ко второму чтению предусмотрено, что органы местного самоуправления в случае необходимости могут рекомендовать время начала рабочего дня для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности на соответствующей территории.
Народовластие на местах
В послужном законодательном списке Руслана Стефанчука и законопроект о местных референдумах.
- Местный референдум - это, по сути, правовой механизм разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций на уровне территориальных громад. Если такого механизма нет, то люди вынуждены применять другие формы выражения своей позиции, в частности - прибегать к протестным движениям, митингам, демонстрациям и т.д. Благодаря местным референдумам конфликтные вопросы могут разрешаться громадой другим конструктивным способом, - объяснял в марте этого года актуальность своей законодательной инициативы Руслан Стефанчук.
Депутат предлагает, чтобы на местном референдуме жители ОТГ могли проголосовать за выражение недоверия местному совету и (или) сельскому, поселковому, городскому главе. А чтобы мэр досрочно ушел в отставку, необходимо, чтобы за такое решение проголосовали 50%+1 избиратель, принявших участие в референдуме.
Народу хотят предоставить право голосовать за потерю силы нормативно-правовых актов органа местного самоуправления или отдельного его положения. По сути, украинцы смогут инициировать, к примеру, отмену переименования конкретных улиц в родной ОТГ, предоставление земельных участков определенным лицам, а также пересматривать вопрос зарплаты и т.д. Предметом местного референдума может стать утверждение программы развития территориальной общины или изменений в нее, а также «другой вопрос местного значения, отнесенный Конституцией и законами Украины к ведению территориальной общины, ее органов и должностных лиц».
А вот вопросы тарифов и налогообложения на местный референдум выносить категорически нельзя. В законопроекте сказано, что в один день можно провести референдум только по одному вопросу. Допускается и возможность электронного голосования.
Увеличение выплат при рождении ребенка
Руслан Стефанчук является соавтором законопроекта об увеличении денежной помощи от государства при рождении ребенка. В поданном им и другими парламентариями законопроекте сказано, что при рождении первого ребенка семьи получают 50 тысяч гривен, второго - 100 тысяч гривен, третьего и последующих - 150 тысяч гривен.
«Если в 2013 году помощь на первого ребенка составляла 30 960 грн ($3870), на второго - 61 920 грн ($7740), на третьего и каждого следующего - 123 840 грн ($15 480), то с 2014 по 2021-й эта сумма не менялась в национальной валюте и составляла 41 280 грн. Постепенно превратились из $2612 по курсу 2014-го в скудные $1490 по текущему курсу независимо от очередности рождения ребенка. Именно с 2013 года начала наблюдаться устойчивая тенденция к уменьшению рождаемости. При отсутствии изменений эта негативная тенденция будет продолжаться и только набирать обороты, которые будут иметь катастрофические последствия для будущего существования украинского народа», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Именные стипендии для отличников ВНО
Парламентарий в декабре прошлого года выступил с идеей учредить именную премию Верховной Рады для участников внешнего независимого оценивания, которые получили наивысший балл (200). Стефанчук предлагал ежегодно вручать такую стипендию в размере одного прожиточного минимума 500 отличникам.
Но в феврале 2021 года депутат отозвал законопроект.
Четкие требования к законам
В июле 2021 года Руслан Стефанчук внес на рассмотрение парламента законопроект о правотворчестве. По словам политика, в документе предлагается системный подход к совершенствованию правотворчества.
- Закрепляется единый понятийно-категорийный аппарат, что является своеобразной «азбукой правотворчества». Кроме этого, мы выкладываем современные принципы правотворчества. В частности, закрепляется принцип правовой определенности, принцип пропорциональности и другие. Также мы определяем стадии правотворчества; единые требования к структуре нормативно-правовых актов и нормопроектированию. К тому же в тексте законопроекта мы предусмотрели обязательность проведения публичных консультаций перед регистрацией всех нормативно-правовых актов, - пояснил Руслан Стефанчук.
Важность законопроекта заключается еще и в том, что он предлагает механизмы, призванные стимулировать к избежанию ошибок при нормопроектировании, разработке стандартов, совершенствовании правовой системы.
Легализация огнестрельного оружия
Руслан Стефанчук является соавтором законопроекта о праве на гражданское огнестрельное оружие.
«Огнестрельное оружие является самым эффективным средством реализации гражданами конституционного права на самозащиту. Подавляющее большинство развитых стран мира (с устоявшейся демократией) обеспечили такое право своим гражданам, что способствовало уменьшению количества насильственных преступлений против личности и корыстно-насильственных преступлений против собственности. Опыт стран постсоветского пространства - Балтии, Грузии и Молдовы - доказывает, что обеспечение гражданам права на самозащиту с помощью гражданского огнестрельного оружия в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает абсолютное количество указанных преступлений на 40-60%, положительно влияет на структуру и динамику преступности в стране», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Народные депутаты предлагают установить пять категорий гражданского огнестрельного оружия: автоматическое огнестрельное оружие; гладкоствольное короткоствольное огнестрельное оружие; короткоствольное огнестрельное оружие; длинноствольное огнестрельное гладкоствольное оружие; длинноствольное огнестрельное нарезное и комбинированное огнестрельное оружие.
Для контроля, кто владеет оружием, предлагают создать Единый государственный реестр огнестрельного оружия. Его держателем будет МВД. Без внесения в реестр владеть и пользоваться оружием будет запрещено. Право на владение оружием могут получить дееспособные граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны. Удостоверение владельца оружия будет выдаваться в первый раз на три года, а каждый следующий раз - на пять лет.
Данный законопроект даже еще не включен в повестку дня сессии Верховной Рады.
Предохранители для отмены решений Верховной Рады
На сегодняшний день законодательство позволяет любому народному депутату оспорить итоги любого голосования и требовать его отмены, если оно принималось с нарушениями регламента. В июле этого года Руслан Стефанчук предложил ужесточить процедуру подачи проектов постановлений об отмене голосования за закон (кадровые решения). Он считает, что такие инициативы должны попадать в повестку дня ВРУ, если под ними подписались не менее 45 депутатов, которые представляют половину депутатских фракций и групп.
Зачем такое делать? Чтобы… «упредить злоупотребление парламентскими процедурами». Стефанчук проанализировал, что почти за 10 лет ни одного раза постановление об отмене решения Верховной Рады о принятии закона в целом, постановления или другого акта ВРУ в целом не набрало необходимого количества голосов и не было принято. Только за 2 года работы Верховной Рады текущего созыва было подано 120 таких проектов постановлений, но ни одно из них не заручилось поддержкой депутатского корпуса.
Борьба с кандидатами-двойниками
Фамилия Руслана Стефанчука значится в перечне народных депутатов - авторов законопроекта «О внесении изменений в Избирательный кодекс Украины касательно предотвращения использования манипулятивных технологий с целью введения избирателей в заблуждение». Документ вводит обязанность вносить в избирательный бюллетень на президентских, парламентских и местных выборах информацию об изменении кандидатом на протяжении последних 5 лет фамилии и/или имени и отчества. В бюллетене в таком случае должны отображаться все предыдущие фамилии, имена, отчества и даты их изменения.
Такие нововведения должны поставить крест на такой популярной манипулятивной избирательной технологии, как регистрация кандидатов с одинаковыми ФИО. Суть технологии такова: по округу есть кандидат-фаворит, но, чтобы размыть его результат, регистрируется один или несколько кандидатов с такой же фамилией, именем и даже отчеством.
Новые правила для Конституционного суда
В апреле этого года Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект соавторства Руслана Стефанчука о конституционной процедуре. Он предусматривает усовершенствование процедуры деятельности Конституционного суда.
«Предложенный законопроект приводится в соответствие с указанным в статье 155 Конституции Украины требованием порядок осуществления судом своих полномочий во время рассмотрения дел конституционной юрисдикции, основания и порядок обращения к нему, процедуру рассмотрения им дел, вынесение и исполнение решений, предоставления выводов», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.