В истории с девушкой, застрелившей 64-летнего инструктора в тире, казалось, все вроде понятно: убила – получи срок. Но вопросов, которые могли бы пролить свет на причины преступления и прояснить несостыковки, осталось предостаточно. Адвокат осужденной Вероники сдержанно ответил по телефону, что «пока давать комментарии не будет».
Три выстрела – пять пуль?
27 сентября суд Полтавы вынес Веронике Моториной приговор: 15 лет тюрьмы. Разбирательства длились полтора года. Тогда, 7 февраля 2020 года, 18-летняя девушка пришла в полтавский тир «Объект 7,62», чтобы покончить жизнь самоубийством. Инструкторам же рассказала, что хочет быть военной в АТО и купить оружие. К слову, историю об АТО позже подтвердили в военкомате – девушка неоднократно приходила туда, чтобы записаться добровольцем, но каждый раз слышала отказ.
В тире Вероника стреляла из трех видов оружия – пистолета Glock, автомата АК-74 и пистолета Марголина. Из последнего и выстрелила в инструктора Игоря Смолянинова.
Второй инструктор Александр Хвостенко, находившийся в соседнем помещении, прибежал на выстрелы, потому как они прозвучали нехарактерно для тира.
- Прозвучало несколько выстрелов и потом два выстрела, как вам сказать, другого звука. В тот же миг услышал крик Смолянинова, - вспоминает Александр.
По словам Хвостенко, девушка стояла посреди комнаты и направляла пистолет себе то в голову, то в сердце.
- Она сказала: «Дай мне патроны, дай мне патроны!» Когда отвлеклась посмотреть на сейф, я схватил за пистолет, курок был взведен, - говорил Александр. - Я схватил за затворную раму, прозвучал выстрел. Я выдернул пистолет из руки, схватил за руки эту девушку и положил на пол и вызвал полицию и медиков.
Прибывшие доктора констатировали смерть инструктора Игоря Смолянинова. Как показала экспертиза, в него попало не менее пяти пуль. Это не соответствует тому, что рассказала девушка и второй инструктор, но есть предположение, что пули, выпущенные мимо, отрекошетили от предметов в тире и попали в тело уже лежавшего на полу Смолянинова.
Не хотела убивать?
В полиции девушка говорила, что не хотела убивать, а изначально была мысль застрелить себя. Что и подтвердила и на последнем суде, обращаясь к жене убитого инструктора Лидии Смоляниновой:
- В душе я постоянно извиняюсь перед вами и вашим мужем. В моих действиях не было дурного умысла. У меня постоянно был стресс. Я начала принимать успокоительные, но мне становилось только хуже, и я решила уйти из жизни. Я очень ненавижу себя за то, что произошло, и очень жалею, что не выбрала другой способ или место, чтобы никто не пострадал.
В причине постоянного стресса девушка считает виноватым своего парня Вадима Мирзаева – они постоянно ссорились из-за ревности.
- Я пришла в тир, чтобы лишить себя жизни, это было мое единственное желание тогда, - рассказала Вероника. - Мой бывший парень, Мирзаев, довел меня до этого желания. До него моя жизнь была нелегкой, но я держалась. Его издевательства меня просто сломали. Он пользовался моими чувствами и начал позволять себе жестокое обращение со мной. Я влюбилась в хорошего парня, как мне тогда показалось. Но он таскал меня за волосы, бил телефоном по голове, хватал за горло и выбрасывал из квартиры на улицу посреди ночи. Даже заставил спать на полу в качестве наказания. Он меня не выпускал из комнаты и забирал телефон. Я начала принимать успокоительное в очень больших дозах, мне только хуже стало. Я просто хотела умереть, чтобы эта боль закончилась. И перед тем как пойти в тир, я написала на своей ноге номер его телефона, чтобы когда я умру, позвонили ему, и он понял, что это он виноват.
Мирзаев или Эззельдин?
По словам девушки, с Вадимом она познакомилась в интернете, и до истории с тиром полтора месяца они жили вместе. Что интересно, в Едином реестре судебных решений ФИО Вероники числится в деле о разводе. Да, Вероника была замужем за иностранцем со сложнопроизносимым именем Абдельразек Эззельдин. Ни о каком Вадиме Мирзаеве там речи не идет. Согласно документу, поженились молодые в Полтаве, 24 декабря 2019 года, за полтора месяца до убийства в тире. Инициатором разрыва стал сам Эззельдин, на развод он подал в феврале 2021 года.
В решении сказано: «Поскольку сторона истца утверждает о фактическом полном прекращении семейных правоотношений с ответчиком и категорически настаивает на расторжении брака, а сторона ответчика указанных обстоятельств не признает и возражает против исковых требований, суд приходит к выводу, что между сторонами возник спор, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства».
Иными словами, учитывая, что в недолгом браке детей у пары не было, их вполне могли развести в ЗАГСе. Но Вероника не дала согласия на расторжение, потому дело передали в суд. Суд должен был состояться в онлайн-режиме, но ни муж, ни жена не принимали в нем участия. Развели Веронику и иностранца заочно 9 июля 2021 года. В силу решение вступило 10 августа.
Еще один след
Имя мужчины числится в реестре судебных дел еще по одному делу – об «утрачивании жилья в Полтаве». Согласно документу, одна девушка еще в мае 2020 года получила в наследство часть квартиры, вторую часть ей подарили месяцем позже. Когда получила на руки документы – ахнула. На ее жилплощади были прописаны сто четырнадцать человек – все иностранцы. Прикинув, что Адбуллы и Мухаммеды, которые никогда в квартире не жили, могут быть студентами, начала искать их в полтавских вузах сама. И у нее это почти получилось - нашлись 29 человек, они обещали сняться с регистрации сами. А вот среди 85 оставшихся «зайцев» числился и муж Вероники – Абдельразек. Потому и попал в реестр.
Как бы там ни было, а суд признал Веронику виновной в убийстве инструктора и присудил ей пятнадцати лет лишения свободы вместо двенадцати, как просил прокурор. Жена убитого Игоря Смолянинова Лидия хотела, чтобы девушке дали пожизненное.
Татьяна Сичиокно, судья Октябрьского районного суда Полтавы, зачитала: «В совокупности полученных и проанализированных доказательств суд приходит к выводу, что именно действия Моториной были совершены умышленно. Поэтому ее виновность в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 115 Уголовного кодекса Украины, доказана полностью».
Тем временем
Выйдя из зала суда, Вероника Моторина пыталась покончить жизнь самоубийством, об этом сообщает местное издание «Полтава». Конвой вывел девушку из судебного зала и посадил в спецавтомобиль. По дороге в СИЗО девушка достала лезвие от бритвы и порезала руки. Ее доставили в больницу.
Что известно о девушке?
Вероника Моторина из Днепра, родилась 6 мая 2001 года. Жила с бабушкой, тремя сестрами и братом. Мама находится в психиатрической больнице, отца лишили родительских прав еще в 2009 году.