О канале, соединяющем Черное море с Мраморным, утверждают историки, задумался еще в 1550 году султан Сулейман Великолепный. А реализовать дерзкий замысел решил только нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 26 июня этого года он дал официальный старт грандиозной стройке канала «Стамбул».
Экономика, и ничего больше
Постойте, но зачем рыть землю, если есть естественный канал - Босфорский пролив?
Турецкий лидер обосновывает необходимость строительства исключительно экономическими интересами и безопасностью судоходства. Во-первых, Босфор давно не справляется с интенсивным морским трафиком. Сейчас через пролив ежегодно проходит 45 тысяч судов, прогноз на 2050‑й - 78 тысяч. А эксперты считают, что безопасно пролив может пропускать лишь 25 тысяч.
Во-вторых, процент опасных грузов (например, нефть и все то, что при попадании в море приведет к беде) десять лет назад составлял 25%, а сегодня уже 35%. Пролив Босфор - чувствительная и сложная экологическая зона и исключительно ценный исторический ареал без преувеличения мирового значения. Не дай бог что случится - последствия будут катастрофическими. А новый канал разгрузит пролив, через который в сутки проходит 120 - 125 судов, обеспечив ежедневный проход до 185 судов. К тому же фарватер Босфора сложный, с поворотами на 90 градусов и коварными течениями, а движение судов по практически прямому каналу будет, как заверяют турки, в 13 (!) раз безопаснее.
В-третьих, новый канал, превратив Стамбул в остров, даст импульс другим грандиозным проектам - строительство вдоль канала суперотелей и зон отдыха, элитного жилья, вилл, яхт-клубов… Земля уже продается как горячие пирожки, и среди покупателей не только турецкие богатеи и арабские шейхи, но и предусмотрительные китайцы.
Ну и наконец, никто не стесняется признавать, что канал даст стране очень большие деньги. Сейчас через Босфор суда проходят практически бесплатно, тратиться приходится в основном на местных лоцманов, буксиры и сборы на поддержание маяков и прочего мореходного оборудования. Все это - копейки, если сравнить, например, с Суэцким каналом: при трафике почти в 3 раза меньше, чем по Босфору, Египет получает от него в казну до 5 миллиардов долларов в год. Поэтому Турция надеется на доход от канала в 6 - 8 миллиардов. Расходы на его строительство сейчас оцениваются в 15 - 20 миллиардов.
Деньги не пахнут
Головокружительные перспективы от реализации проекта, однако, не убеждают жителей Стамбула и экологов. Почти 80% обитателей агломерации, во главе которых и мэр мегаполиса, против строительства канала. Экологи утверждают, что превращение Стамбула фактически в остров повышает угрозу землетрясений и ставит под угрозу водоснабжение города.
Но самые тревожные последствия связаны с тем, что уровень Черного моря выше уровня Мраморного на 50 см, к тому же в Черном вода менее соленая. Когда канал построят, предупреждают критики, Черное море начнет мелеть, а Мраморное - умирать из-за притока более грязной черноморской воды и наплыва морских организмов, активно поглощающих кислород. Так что в фешенебельных виллах и отелях вдоль канала, да и в самом Стамбуле может появиться стойкий запах сероводорода.
Власти, разумеется, отбиваются, утверждая, что предлагаемый проект будет «самым экологически чистым в мире»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Страсти по Монтре
Еще в 1936 году Турцию сделали «ключником» в черноморских проливах. Конвенция о статусе Дарданелл и Босфора, подписанная в швейцарском городе Монтре, наделяла турок правом регулировать прохождение иностранных судов по этим каналам, разделяемым Мраморным морем. В мирное время они гарантируют всем коммерческим кораблям свободный проход через проливы. Для военных установлен особый режим, включающий ряд ограничений для кораблей непричерноморских держав по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море. А при военной опасности, если ее почувствует Анкара, она вообще может закрыть проход для военных чужаков. 85 лет конвенция Монтре в основном соблюдалась.
А теперь турки затеяли вокруг конвенции игру «в жмурки». С одной стороны, говорят, что не собираются от нее отказываться, и даже на официальном сайте канала указали: стамбульский проект не повредит конвенции Монтре. Но при этом Эрдоган в апреле заявил, что канал «Стамбул» подпадать под нее не будет. Как масла на раскаленную сковородку плеснул…
Что он имел в виду? Что теперь всех союзников по НАТО будет пускать в Черное море через «внутренний ход»? Или что-то другое? Мудрый вождь, как полагается, дал свободу интерпретаторам своих слов.
Одни эксперты утверждают: конвенция прописана так, что путь Дарданеллы - Мраморное море - Босфор представлен как единый маршрут. То есть военные суда нечерноморских стран все равно не могут игнорировать ограничения Монтре, даже если бы Турция хотела пропустить их по своему каналу, потому что сначала они должны пройти Дарданеллы. На это реалисты-циники возражают: а если после «Стамбула» турки начнут рыть дублер и Дарданелл? Взглянем на карту, это будет дешевле и быстрее, чем прокопать дублер Босфора.