Под Дмитрием Разумковым зашаталось кресло спикера Верховной Рады. Отставка стала всего лишь делом времени. Политологи утверждают: из-за того что Владимир Зеленский приближается к экватору президентского срока, ему нужно активно включаться в неформальную избирательную кампанию. Частично ее успех зависит от того, насколько хорошие отношения будут между спикером и президентом, захочет ли глава Верховной Рада помогать гаранту проводить нужные законы.
«КП в Украине», вооружившись Конституцией и Регламентом Верховной Рады, а также проанализировав опыт прошлых лет, выяснила, из чего формируются политические мускулы украинских спикеров.
Мирит политиков и оберегает безопасность страны
Спикер Верховной Рады – априори тяжеловес в отечественной политике. По своему статусу ему открыты двери во все госинституции. В кабинете главы Верховной Рады есть телефон с прямым выходом на президента и премьера страны. Именно в кабинете спикера ищется политический компромисс, когда Верховная Рада входит в клинч. К примеру, спикерам Арсению Яценюку, Владимиру Гройсману и Андрею Парубию частенько приходилось приглашать лидеров депутатских фракций и групп к себе, чтобы понизить градус политического накала в сессионном зале. Иными словами, спикер может выступать дирижером настроений под куполом.
Должность спикера – голос на заседании СНБО. Глава Верховной Рады входит в состав Совбеза и может «глушить» инициативы, которые там обсуждаются. Так, Дмитрий Разумков не голосовал за санкции против Виктора Медведчука и критически отзывался об инициативе СНБО вести реестр олигархов.
Спикерские «стопы» для законов
Должность спикера позволяет манипулировать законодательным процессом. И способов таких манипуляций немало. Именно глава Верховной Рады определяет, какой комитет будет профильным по тому или иному законопроекту. Стоит ли объяснять, что спорные законопроекты «заводятся» в эти комитеты, члены которых не устроят сюрприз при рассмотрении документа. Или, наоборот, спикер может расписать законопроект в тот комитет, где он с высокой долей вероятности ляжет надолго под сукно.
Момент, когда законопроект попадет в сессионный зал на рассмотрение – тоже во многом зависит от спикера. Глава Верховной Рады подписывает проект повестки пленарной недели (дня). То есть может не включать или, наоборот, ставить в качестве первоочередных определенные законодательные инициативы.
А когда законопроект попадает в сессионный зал, то спикер может устроить игры с соблюдением регламента: рассматривать документ по полной процедуре, сокращенной или по процедуре ad hoc. Или вообще направить законопроект на экспертизу в «Венецианскую комиссию», как это было с законопроектом об олигархах.
Никто не запрещает спикеру употреблять фразы-маркеры, объявляя голосования. Тот же Дмитрий Разумков озвучивал разные фразы перед голосованием. Журналисты засекли, что когда спикер говорил: «прошу поддержать и голосовать» - законопроекты набирают 226+голосов, а когда звучит фраза «прошу определиться и голосовать» - документы проваливаются. Хотя сам Разумков называет выводы журналистов искривленными, а свои фразы-«шифры» - совпадением.
Ни один принятый законопроект не попадает на стол к президенту, если его еще не подписал спикер Верховной Рады. Теоретически в интересах определенных лиц спикер может искусственно медлить с подписанием документов.
Отменять решения заместителей и отключать микрофон коллегам
Спикер имеет неограниченный доступ к выступлениям и репликам с президиума Верховной Рады. А вот народному депутату, чтобы выступить с трибуны или взять слово с места, нужно записаться на такое выступление через систему «Рада», а это еще та лотерея. Спикер может взять слово в любой момент. И в любой момент он может выключить микрофон любому депутату, если услышит, что «нарушается Регламент». Скорость прохождения депутатских запросов спикер также может регулировать: ускорить или притормозить.
Любое спорное решение своих заместителей – первого вице-спикера и вице-спикера, а также главы Аппарата Верховной Рады спикер может отменить. А вот решение самого спикера можно отменить только после голосования в 226 голосов в зале Верховной Рады.
Глава Верховной Рады подписывает «командировочные» народным депутатам. Может лишить коллег зарплаты за пропуски пленарных заседаний или заседаний парламентских комитетов.
Именно от спикера Верховной Рады зависит, будут ли кулуары Верховной Рады открыты для журналистов и помощников народных депутатов.
Заменить президента, но не распустить Верховную Раду
Спикер может временно стать даже главой государства. Это возможно в трех случаев: импичмент президента, увольнение по собственному желанию, смерть.
В таком случае до избрания нового президента исполнять обязанности главы государства будет спикер. Но президентский функционал будет существенно ограничен. Он не вправе принимать кадровые решения: назначать министров по своей квоте (главу МИД, Минобороны), назначать/увольнять по согласию с Верховной Радой генпрокурора, половину состава НБУ, половину Нацсовета по телерадиовещанию, треть состава КСУ. Скипер-президент не вправе распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы, объявлять референдум. Раздача госнаград и присвоение высших воинских или специальных званий – табу для «временного» президента. Не полномочен и. о. президента проводить и помилование.