Почему Лисогор забыл своего первого тренера?

Тренер Надежда Шеина у могилы своего мужа.

Тренер по плаванию из райцентра Бровары Киевской области Надежда Шеина сама позвонила в редакцию «Комсомолки». Женщина утверждает, что была первым тренером олимпийского чемпиона Олега Лисогора. Однако пловец по непонятным причинам в этом признаваться не хочет. Из-за этого Шеина не может получить звание заслуженного тренера Украины.

«Комсомолка» попыталась разобраться в запутанной истории.

«Ты предатель!»

- С Лисогором я познакомилась в 1986 году, - вспоминает Надежда Григорьевна. - В это время я работала тренером по начальной подготовке в броварском спорткомплексе «Металлург» и отобрала его из десятка других детишек, которые хотели заниматься плаванием. Олег был плотным мальчиком, а хорошими пловцами, как правило, становятся худенькие. Поэтому вначале я не возлагала на него особых надежд, но потом поняла, что ошибаюсь. Олег быстро учился плавать и добивался желаемых результатов, даже если для этого приходилось много заниматься.

- У вас никогда не случалось конфликтов?

- Только один раз, во время поездки на Кавказ. В последний день лагерной смены я зашла в комнату к Олегу и моему сыну Андрею перед подъемом и увидела, что мой ребенок весь в зубной пасте (в то время в лагерях была такая традиция: ребята мазали друг друга зубной пастой. - Прим. авт.). А Лисогор был чистенький. Поскольку комната у мальчиков закрывалась изнутри, я сразу поняла, что Олег открыл дверь и впустил «мазальщиков». Видимо, боялся, что если не откроет дверь, то над ним станут смеяться. И в результате подвел своего друга. Я ему тогда так и сказала: «Ты предатель!»

«Неужели я не заслужила этого звания?»

- После этого случая вы прекратили работу с Олегом?

- Нет, я продолжала его тренировать еще два года, а в целом отработала с ним три года. Затем перешла в школу и отправила его в Броварское высшее училище физвоспитания к Виктору Турчину. Но продолжала поддерживать с Олегом хорошие отношения. Он дружил с моим сыном Андреем, часто бывал у нас дома. Кроме того, мы с ним чуть ли не ежедневно встречались в бассейне спорткомплекса «Металлург», общались. Виктор Турчин поздравил меня, когда Олег Лисогор стал мастером спорта. Сказал: «Это и твоя заслуга».

- Когда же ваши отношения с Виктором Турчиным и Лисогором испортились?

- Когда Олег стал олимпийским чемпионом. Тогда мне в областном спорткомитете посоветовали подать документы на присвоение звания заслуженного тренера. И я попросила Лисогора написать заявление, поскольку согласно постановлению Министерства по делам семьи, молодежи и спорта он должен был письменно подтвердить, что я являлась его первым тренером. Но неожиданно услышала в ответ, что он мне такую бумагу не даст.

- Почему?

- Я так и не добилась внятного ответа. Он долго молчал, а потом сказал: «Я все забыл».

Я тяжело пережила случившееся. Понимаете, звание заслуженного тренера не дает ощутимой прибавки к зарплате, но это моральный фактор. Я работаю тренером по плаванию около 36 лет, подготовила десятки ребят. Неужели я не заслужила этого звания?

Муж покончил с собой

Надежда Григорьевна не упомянула о том, что полтора года назад, оказавшись в аналогичной ситуации, покончил жизнь самоубийством ее муж - тренер по плаванию Броварского высшего училища физвоспитания Геннадий Шеин. И лишь когда я спросила ее о причинах трагедии, расплакалась.

- Мой муж так же, как и я, на протяжении 36 лет готовил спортсменов. В числе учеников Геннадия был и будущий бронзовый призер чемпионата мира 2005 года в Монреале Сергей Бреус, - объяснила Надежда Шеина. - Он занимался у мужа в течение пяти лет, а потом ушел к Виктору Турчину.

- Когда Сергей переходил к другому тренеру, он написал заявление о том, что ваш супруг его тренировал?

- Да. Геннадий знал, что Лисогор отказался от меня, и не хотел попасть в аналогичную ситуацию с Бреусом. Поэтому сразу попросил спортсмена оформить документ. А спустя некоторое время подал бумаги в Министерство семьи, молодежи и спорта на присвоение звания «Заслуженный тренер Украины». И ему присвоили звание, но через три месяца отобрали.

- Почему?

- Мой муж сказал, что министерство приняло такое решение под давлением Федерации плавания Украины. Федерация ходатайствовала об этом якобы потому, что так захотел Виктор Турчин. Вероятно, он считает только своей заслугой то, что Олег Лисогор и Сергей Бреус стали чемпионами.

- Насколько мне известно, когда вашего мужа лишили звания, он обратился с иском в Печерский суд столицы.

- Судебные слушания тянулись около года. А накануне последнего заседания я повезла детей в спортивный лагерь в Карпатах. Потом мне позвонил Геннадий, и я узнала, что дело мы проиграли. Он был невероятно расстроен и подавлен. И уже утром следующего дня со мной связался сын и сообщил, что муж повесился. Перед смертью Геннадий подчеркнул седьмой пункт Положения про ведомственную награду «Почетный работник физической культуры», согласно которому лишить звания могут лишь в том случае, если награжденный человек «совершил умышленное преступление». Этот документ лежал на тумбочке.

P.S. Отметим, что звание «Заслуженный тренер Украины» Геннадию Шеину все-таки присвоили. Правда, посмертно…

ЗВОНОК ОЛЕГУ ЛИСОГОРУ

«Причем здесь Надежда Григорьевна?»

- Почему я не написал заявление о присвоении звания «Заслуженный тренер Украины» Надежде Шеиной? - переспросил спортсмен. - Потому что считаю свои победы результатом собственной упорной работы, а также плодом усилий моего тренера Виктора Турчина. Причем здесь Надежда Григорьевна? Она была моим учителем физкультуры еще в Броварской школе № 9. Вместо уроков в спортзале мы тогда ходили в бассейн. Но это же не говорит о том, что Надежда Григорьевна была моим тренером и заслужила звание!

- Но, по словам Надежды Григорьевны, вы познакомились с ней задолго до этого. Она утверждает, что отобрала вас из ребятишек, которые пришли заниматься плаванием в спортивный комплекс «Металлург» и три года там вас тренировала. Кроме того, она возила вас в спортивные лагеря на Кавказ и в Карпаты. А уже потом перешла в школу № 9, где вы учились.

- Я этого не помню. Вероятно, был слишком мал. Могу только сказать, что у меня действительно сохранились фотографии из этих лагерей. Но то были не спортивные, а обычные летние лагеря. Оплачивали поездки мои родители. Так что данное обстоятельство ничего не меняет.

ЗВОНОК ВИКТОРУ ТУРЧИНУ

«Никаких документов нет»

- Олег Лисогор пришел ко мне вместе со своим приятелем в 1989 году, - сказал заслуженный тренер Украины Виктор Турчин. - С тех пор мы с ним работаем. И он ни разу не упоминал, что его направила Надежда Шеина. Но я об этом узнал только несколько лет назад. В любом случае этого недостаточно, чтобы притязать на звание заслуженного тренера. Согласно положению Министерства семьи, молодежи и спорта для его получения надо работать с пловцом не менее трех лет. Кроме того, при переходе Олега к другому тренеру необходимо было оформить соответствующие документы. А их не существует.

- Надежда Григорьевна считает, что именно вы убедили Федерацию плавания Украины отменить постановление о присвоении Геннадию Шеину звания.

- Ерунда! Я не отрицаю, что до меня у Бреуса было два тренера: Валентина Вашега и Геннадий Шеин. Это чистая правда.

ОФИЦИАЛЬНО

Любопытно, что президент Федерации плавания Украины Андрей Власков и сейчас уверен в том, что звание Геннадию Шеину присвоили незаконно.

- Его дают исходя из успехов спортсмена, с которым работал тренер. Когда Геннадий Шеин в первый раз подготовил документы, Сергей Бреус еще не достиг достаточных вершин в плавании. Когда же в 2005 году он стал бронзовым призером мира, звание Геннадию Шеину присвоили. К сожалению, посмертно.