В Областной ожоговый центр четырнадцатилетнего Костика из подмосковных Люберец увезли прямо со стадиона. Врачи только развели руками: в рубашке родился. Обожжено только 20 процентов тела! Леха с Толиком тем же вечером ныли на допросах в милиции:
- А че мы сделали? Мы видео снимали!!!
Действительно, ну чего такого натворили подростки? Не со зла ведь! Даже не хулиганили - так, поприкалывались...
Об этом мне говорили многие, кто причастен к этой истории, - родители, адвокаты, приятели главных героев.
Обычное дело!
Сами представьте. Август. Жара. Каникулы. Закадычные приятели Костик, Леха и Толик изнывали от тоски. Каждый новый день похож на вчерашний: Интернет - телевизор. Вечером, когда зной спадал, девятиклассники таскались по району.
- А пойдем снимем видео! - пробурчал кто-то из компании.
Ребята позвонили подружкам. Вооружились мобильниками, купили баллончик для заправки зажигалок и завалились на пустынный стадион. Девчонки, включив в телефонах видеокамеры, расселись на лавочках.
Долговязый Леха выудил из кармана нехитрый скарб, облил бензином подошву кроссовки и чиркнул зажигалкой. Нога заполыхала. Пацаны загоготали. Девочки завизжали. Как дальше удержать внимание публики? Леха выплеснул содержимое баллончика на рубашку повернувшегося к нему спиной Костика. Через мгновение туда же приземлилась искрящаяся Лехина нога...
Еще через секунду Костик, одетый в легкую хлопчатобумажную рубаху, превратился в пылающий факел. Он упал в пыль стадиона, и перепуганные Леха с Толиком принялись сбивать с него пламя. Костик заскулил от боли...
Девчонки камер не выключили. Видео получилось классное!
Отморозки из Люберец?
Я ехала в Люберцы, представляя себе ребят-отморозков из прославившегося еще в конце 80-х годов прошлого века своими неформальными нравами подмосковного города. Ну кому из нормальных мальчишек придет в голову поджигать приятеля ради красивого кадра?
Как бы не так! В школе № 6, где учится вся компания, ребят не считают хулиганами. Никаких криминальных «подвигов» за ними не замечали. Так себе середнячки - не отличники и не двоечники.
- Да, шалили по мелочи, но чтобы так... - выпроваживая нас из школы, обмолвилась директор Татьяна Петровна Рахленко.
И семьи у ребят, как рассказали мне в Следственном комитете при Люберецком ОВД, вполне благополучные. Мама Кости служит в крупном банке, у других ребят родители тоже состоят на солидных должностях. Когда пацаны попали в передрягу, заботливые родственники наняли для каждого из них адвоката. С ними-то мне и приходилось вести переговоры, чтобы разузнать подробности происшествия.
- Никто из моих клиентов с вами по этому поводу говорить не будет! - отрезал один из адвокатов. Остальные его поддержали.
|
Вообще все, с кем я общалась в Люберцах - учителя, соседи, приятели ребят, - удивлялись: а чем вас история заинтересовала? И мама обожженного Костика, не пустившая даже на порог, и директриса школы, культурно выставившая за дверь, как только узнала, о чем я ее хочу расспросить, и расследующие дело милиционеры считали историю рядовой. Шалили пацаны от безделья...
Игры с огнем
Наверное, я бы с ними согласилась. По крайней мере поняла: история и так потрепала всем нервы, зачем ворошить все снова? Если бы...
Если бы не присутствовал тут один немаловажный предмет: видеокамера.
Два года назад я писала об истории в подмосковном Зеленограде. Девчонки-восьмиклассницы, чтобы выбить с подружки три тысячи рублей, связали ее руки поясом от халата, стянули с нее одежду и сделали с десяток кадров, пообещав при первой же возможности продемонстрировать съемку всей школе. Опасные происшествия подростки снимали на видео и на Алтае, и в Башкирии, и в Нижнем Новгороде. Камера есть - и вот уже руки чешутся вытворить что-то такое, чтобы все закачались!
И прежде тинейджеры шалили жестоко и опасно. И калечились, и гибли. На то он и возраст дурной. Но сейчас эти шалости приобретают иной размах и иную мотивацию.
- Думаете, Костик первый, которого поджигали «на камеру»? - вздохнул главврач Областного ожогового центра Андрей Веселов, который лечил подростка. - Недавно ребята так же с камерой развлекались. Один парнишка ожоги получил страшные, чуть не помер, полгода лежал у нас, стонал. Это уже не спички! Интернет - поопаснее будет. Насмотрятся роликов - и крышу сносит. Мало того, есть люди, которые на этой подростковой дури деньги зарабатывают, молодежь раззадоривают. Я знаю, что на сайтах даже конкурсы объявляют: пришли забойный ролик - получи приз.
|
- И Костя с приятелями хотели так прославиться?
- Конечно!
Подвальные жители
Чтобы расспросить Костика и его приятелей, стоят ли смертельные игры с огнем интернетовской славы, я дважды по полдня дежурила у школьных ворот. Мальчишки не появлялись - похоже, что их кто-то из взрослых предупредил о моем приезде. Во дворе уныло орудовали граблями четверо парнишек.
- Ребята, а у вас субботник?
- Типа того, - пробормотали они.
- А Костю из 9-го класса знаете?
- Ну... - отозвался блондин в синей куртке. - Я раньше в его компании тусовался.
- Поможешь с ним встретиться?
- Личную встречу не обещаю, - предупредил парень. - Виртуально познакомлю. Только что мне с этого будет?
И, зажав в кулаке 500 рублей, Кирилл раскрыл «сценарий» знакомства:
- Жду через час в интернет-клубе.
В обшарпанном подвале обычной панельной пятиэтажки люберецкие школьники проводят все свободное время. Здесь же, объясняет Кирилл, частенько пропадал и Костя. Парни за мониторами увлеченно сражались с чудищами, сопровождая бой воинственными воплями. Три часа дня. Только кончились уроки. Пора обедать и садиться за домашние задания. Как же! В клубе свободных мест нет. Наконец долговязый администратор, не выпуская из рук сигарету, провел к компьютеру в дальнем углу.
На сайте http://www.vkontakte.ru/ Кирилл быстро отыскал страничку Кости. Судя по количеству залитых на ней клипов, владелец страницы и его приятели снимают видео чуть ли не каждый день. Ролики стали дневником, рассказывающим обо всем, что происходит в жизни подростков. Вот взъерошенная учительница музыки летает по классу и что-то напевает себе под нос. Публика трясется от смеха. Вот парни с подружками тусуются на балконе. Девушки картинно закатывают глаза и, балансируя на перилах, позируют оператору. Вот подробная инструкция, как в домашних условиях сделать огненные шарики, которые можно катать в руке.
|
Это были самые «мягкие» кадры. А дальше...
Теплый день, залитый солнцем двор, зеленая травка. Обычный подросток с аккуратной прической - ей-богу, похожий на шахматиста, заломив руки приятелю за спину, держит его в полуметре от земли. А потом отпускает. И, прежде чем приземлиться на асфальт, мальчик пробивает лбом люминесцентную лампу...
Видео, где сам Костик «работает» пылающим факелом, нет. Кирилл объясняет: девчонки его выложили сначала - ну не зря же снимали! А потом, когда шум начался и милиция всех допрашивать начала, сняли. На фиг проблемы?
- А ты бы согласился в таком видео участвовать? - спросила я ушлого Кирилла.
Он задумался на мгновение:
- А приз какой будет?
Имена «героев» видеосъемки изменены.
P.S. Поначалу против четырнадцатилетних балбесов Леши и Толика возбудили уголовное дело по статье 111-й Уголовного кодекса - «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений». Статья суровая, по ней можно даже загреметь в колонию для несовершеннолетних. Но пока я готовила этот материал, в Следственном комитете при Люберецком ОВД статью смягчили на более «легкую», 115-ю - «умышленное причинение легкого вреда здоровью». Мальчишки отделались легким испугом.
Думаю, в этом случае милиция поступила правильно. И Костик, который и сам в этот день был не прочь поиграть с огнем, и его приятели и без того напуганы достаточно. Вряд ли теперь им придет в голову снимать безумное видео. А вот как бы сделать так, чтобы другие операторы-бездельники и каскадеры-любители задумались?
А В ЭТО ВРЕМЯ
Избиение одноклассницы мальчишки записывали на мобильники
Ни один из них не заступился за девочку
Эта история произошла в городе Заинск Татарстана. Конфликт начался на пустом месте. На переменке одна девочка якобы оскорбила другую. Та повелела обидчице встать на колени и просить прощения. На «помощь» вызвалась ее подруга. Кроме извинений, они потребовали от 14-летней одноклассницы компенсировать моральный ущерб деньгами. Сумму определили - три тысячи рублей. «Воспитательные» меры сопровождались пинками и пощечинами. Школа сбежалась смотреть на разборки. Парни подзадоривали подружек и увлеченно снимали зрелище на мобильники.
На видео видно, что мимо проходили и взрослые. Но никто не разнял девочек. Так дело бы и заглохло, если бы одну из видеозаписей не подкинули в ФСБ. А оттуда ее передали в прокуратуру. По факту избиения возбудили уголовное дело. Недавно прошел суд. Судья учел, что все участницы - малолетки. Приговор школьницам (старшей на тот момент было 15 лет) дали по 2,5 года условно. Мальчишкам-операторам разве что досталось по шее от родителей.
Наталья ЛАМБОЦКАЯ («КП» - Казань»)
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Камера включена! Спасайся кто может?
Думаю, мы, взрослые, еще до конца не представляем, как изменяют нашу жизнь видеокамеры. Это для нас видеоглазок в подъезде - достижение прогресса. Для юного поколения, научившегося нажимать кнопки клавиатуры раньше, чем находить букву «А» в букваре, цифровая эпоха - родная среда. Ее законы, такие для нас непонятные, мальчишкам и девчонкам привычны как банка кока-колы.
Да, конечно, и прежде пацаны сумасбродили. Классический послевоенный пример. Когда в кинотеатрах пошел фильм про Тарзана (не мужа Наташи Королевой, а дикаря из джунглей!), много мальчишек разбились, прыгая по деревьям с ветки на ветку. Но сейчас все несколько по-иному. Видео - способ самоутверждения не перед соседскими девчонками, а перед всем миром. И тут уже нужно исхитриться и придумать такое, от чего у зрителей действительно кровь в жилах застынет.
Достаточно набрать в поисковике «Пацаны развлекаются» или какой-то синоним - и ты получишь десятки жутких роликов. Вот пацаны надели металлическую бочку на несчастного бомжа и гоняют по полю. А потом его поджигают. В кадре слышен душераздирающий хохот (ржач - по-современному, и это слово, по-моему, наиболее точно характеризует звуки). Вот девчонка ложится между рельсами метропоезда, чтобы испытать острые ощущения. Вот парень сигает с крыши проезжающего по мосту поезда прямо в реку. Вот мальчишки высыпают за шиворот приятелю собачьи фекалии. Вот парень онанирует за газеткой, а потом подбегает и результат процесса выплескивает на девочку.
Все это видео - в рейтинге. У него десятки, а то и сотни тысяч зрителей. Я вот думаю, а если бы не было в руках у ребят устройства с кнопочкой rec., стали бы они творить все эти, мягко говоря, сумасбродства?
А скинхеды, пошли бы они на жуткие кровавые преступления, если бы не было возможности выкладывать свои кровавые «видеоотчеты»?
Всеядный Интернет превращает то, чего раньше стыдились, что осуждалось обществом, в достижения, в предмет гордости. Уходят моральные табу. Приходит эра прикола.
Что тут делать? Вводить в Интернете цензуру? Не поможет. Отключать Сеть? Тоже ничего не даст.
Остается воспитывать юную поросль терпеливо и настойчиво. В школах, дома... Вот это вот - плохо, а вот это вот - опасно. Понимая при этом, что нынешние «детки из Сетки» - другие, иные и подход к ним нужен иной...
Как бы и нам зайти в их головы с этой информацией через Интернет?
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»