- Меня все успокаивали: ребенок здоров, а сердце подсказывало - что-то с ним не так. Слишком уж тяжело он дышал. И я начала «звонить во все колокола», - рассказывает 42-летняя Елена Матвиенко.
«Комсомолка» встретилась с Еленой в Киевском научно-практическом медицинском центре детской кардиологии и кардиохирургии. Как выяснилось, здесь много детей, которым по месту жительства врачи не смогли вовремя поставить правильный диагноз.
«Я никогда не слышала об этой болезни и очень испугалась»
Елена с мужем живут в поселке Малеевка Березнеговатского района Николаевской области. Ромка уже пятый ребенок в их семье. Сельские врачи утверждали: он здоров. Но мать почувствовала неладное и повезла сынишку в райцентр. Там врачи нашли у малыша шумы в сердце. Но диагноз поставить не смогли. Дали направление в Николаев.
- Чтобы добраться до областного центра с ребенком, мне пришлось нанимать машину за 350 гривен, - вспоминает Елена. - У «Скорой помощи» не было бензина! А для нашей семьи это большие деньги.
В Николаевской областной больнице Лену с малышом тут же положили в стационар. Но тщательное обследование снова не принесло результатов. Mедики честно признались, что поставить диагноз без специального оборудования они не могут, и направили Лену с ребенком в Киевский научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии.
И только в столице Елена наконец узнала, что же с ее малышом. Оказалось, у него порок сердца! Если бы она не поторопилась, Ромку могли бы и не спасти…
После осмотра врачи столичной клиники посоветовали маме с сыном ехать готовиться к операции в николаевскую больницу. Но поскольку выяснилось, что там нет оборудования не то что для операции, но и даже для того, чтобы просто следить за состоянием малыша, пришлось снова ехать в Киев. На этот раз столичные медики решили больше не мешкать и сразу сделали ребенку две операции, ведь для четырехмесячного мальчугана применение и одного наркоза было опасно.
- Я никогда не слышала о пороке сердца и очень испугалась. Ведь мои страшие дети были здоровы. Ромочку прооперивали несколько дней назад, - говорит, утирая слезы, мама ребенка. - Все прошло хорошо. Надеюсь, что мы скоро поедем домой.
С критическим пороком оперировать надо сразу!
С Леной мы беседовали на пороге реанимационного отделения столичного кардиоцентра. За стеклом я увидел еще 11 кроваток с детьми. Как выяснилось, многие из маленьких пациентов оказались здесь по той же причине, что и Роман Матвиенко.
- Проблема с обследованием детей в регионах Украины очень острая, - говорит хирург-кардиолог Владимир Жовнир. - Порок сердца у новорожденного достаточно распространенное заболевание. Но медики не могут его диагностировать и уверяют родителей, что малыши здоровы. В результате их не лечат, и дети могут умереть. Дело здесь не в низкой квалификации докторов (с этим у нас все в порядке), а в отсутствии необходимого для обследования медоборудования.
Ромку из Николаевской области спасла интуиция и настойчивость его мамы. Согласитесь, непросто принять правильное решение, когда вокруг уверяют, что с ребенком все в порядке. Но в Минздраве пока нет даже точной статистики, сколько детей умирает из-за того, что в условиях села, небольшого города и даже такого облцентра, как Николаев, не хватает медицинского оборудования для того, чтобы поставить ребенку правильный диагноз.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- 12 детей на 1000 в Украине рождаются с пороками сердца.
- 40 процентов малышей с подобным диагнозом могут умереть, если их вовремя не прооперируют.
- 100 процентов - показатель детской смертности с критическим пороком сердца в 1992 году в Украине.
- 1,2 процента - показатель детской смертности с тем же диагнозом в 2008 г. при условии своевременного хирургического вмешательства.