Завтра – «черная дата» в истории харьковской милиции. 26 октября стало для харьковских инкассаторов черной датой. Именно в этот день 2001 и 2004 года неизвестные расстреляли в упор машины с деньгами и всех, кто был в них. В 2005-м инкассаторов снова ограбили, но чуть позже - 8 ноября. Дерзкие нападения унесли жизни шести человек - троих инкассаторов и троих сотрудников Государственной службы охраны. После каждого инцидента харьковские милиционеры заявляли: найти разбойников - дело чести. Но спустя три года после последнего преступления - ни имен, ни подозреваемых.
Главный прокурор области Василий Синчук признается: к большому сожалению, ни одно из преступлений еще не раскрыто.
- Безусловно, к нападениям готовились очень тщательно. Преступления нельзя назвать одинаковыми, но общие черты есть, - говорит Василий Людвигович.
По словам прокурора, как раз детали во многом и определяли версии следствия. К примеру, результаты баллистической экспертизы пуль и гильз, найденных на местах расстрела инкассаторских машин в 2004 и 2005 году, показали, что во всех нападениях был использован один и тот же автомат Калашникова, который похитили во время первого ограбления - в 2001 году. Среди версий, которые отрабатывали следователи, была и такая, что нападавших мог консультировать бывший правоохранитель или тот, кто носил погоны в момент преступления.
«Все ходят в бронежилетах»
Накануне дня, в который погибли харьковские инкассаторы, сами охранники об этих событиях стараются вслух не вспоминать - говорят, что плохая примета. Инкассатор Михаил (по его просьбе мы изменили имя) признался, что весь октябрь и ноябрь нервы натянуты.
- Жена ничего не говорит, но осенью, каждый раз, как заступаю в наряд, прощается, как в последний раз. Недавно столкнулись две инкассаторских машины, мы вначале решили, что это подстава. Реально охраняли эти машины с автоматами, оружие было снятым с предохранителя, - вспоминает Михаил.
Главный милиционер области Виктор Развадовский подтвердил «Комсомолке», что осенью вся харьковская милиция живет в особом режиме, а инкассаторы и сотрудники ГСО поголовно ходят в бронежилетах.
«Буду милиционером, как папа»
После гибели Игоря Скрипника его жена Майя с сыном получили двухкомнатную квартиру. Сейчас женщина, в прошлом замначальника почтового отделения, не работает - шестилетний Артем в этом году пошел в первый класс.
- Нужно его в школу отвести, потом забрать. Какая работа? Главное - ребенка поднять. А деньги, пусть и небольшие, есть - сын получает пенсию за отца.
Артем - копия Игоря. Утверждает, что папу помнит. Мальчик постоянно пересматривает видеокассету со свадьбой родителей и их фотографии. Недавно признался: тоже мечтает стать милиционером.
- Но я сказала, что у нас в семье был один милиционер, и хватит. Пока хочет, а потом видно будет, - вздыхает Майя Скрипник.
О том, чтобы снова выйти замуж, женщина и думать не хочет. И, конечно, расстраивается, что спустя три года после нападения на инкассаторов до сих пор так и не нашли виновных.
26 октября 2001-го - первое нападение на инкассаторов.
Неизвестные в масках расстреляли инкассаторскую машину возле мебельного магазина на улице Деревянко. Погиб офицер Госслужбы охраны. Неизвестные похитили 400 тыс. гривен и украли автомат, принадлежавший инкассаторам.
26 октября 2004-го - второе нападение на инкассаторскую машину. Возле кассы «Сбербанка» на улице Героев Труда из автоматов расстреляли в упор троих охранников. Двое погибли на месте, один с тяжелыми ранениями выжил.
Спустя год 26 октября правоохранители усиливают охрану инкассаторских машин. «Черный» для харьковской милиции день проходит без происшествий. Но вечером 8 ноября 2005-го на Станционном въезде в Октябрьском районе двое неизвестных в масках снова расстреливают из автомата инкассаторские «Жигули» банка «Аваль», которые перевозили 100 тысяч гривен. После нападения злоумышленники подожгли автомобиль и на неустановленной иномарке умчались с места происшествия. Тогда погибли три человека, из них двое - сотрудники Государственной службы охраны, 34-летний В. Кухтин и 37 -летний Игорь Скрипник.