Кто превращает унылые стены в картины?

Яркие рисунки на стенах домов - это не чьи-то хулиганские выходки, а, как оказалось, вид художественного искусства - суперграфика! Есть среди росписей и такие шедевры, которые придают столичным домам незабываемый колорит. О них - рассказ «Комсомолки».  

Разрисованная котельная

На Оболони, во дворике по улице Тимошенко, 13а, находится интересная котельная, стены которой разрисованы киевскими пейзажами. Автор такого необычного произведения - художник, поселившийся в этом же доме, - Михаил Химыч. На большой стене котельной изображены столичные святыни и достопримечательности: Лавра, София Киевская, фуникулер и даже этот самый дом по улице Тимошенко, 13а.


Обезьянка с барабаном

Большая Васильковская, 23г - на стене небольшого здания находится яркое граффити с изображением обезьянки, играющей на барабане, и неизвестного мужчины в коричневом костюме со звездой Давида на груди. Что хотели сказать подобным рисунком авторы Aec и Waone из команды художников Interesni kazki, непонятно. Но рисунок определенно разбавил яркими красками будничность обыкновенного двора.  



Жирафы на Владимирской

Жирафы - не свойственные животные для украинских просторов. Тем не менее, помимо зоопарка, их можно встретить по улице Владимирской, 77. Правда, не живьем - в рисованном варианте. Четыре больших розовых жирафа украшают торцевую стену дома. Завернув за угол, можно увидеть не менее привлекательную картинку - летний пейзаж. К сожалению, автор этих шедевров неизвестен. 



«Дом химер» на Андреевском, 36

Есть на Андреевском спуске интересная художественная галерея, фасадная стена которой полностью разукрашена химерами. Роспись так и называется: «Дом химер». Автор такого необычного украшения - Андрей Злобин, заслуженный художник Украины. 

- Идея расписать стену галереи родилась у Андрея давно, лет восемь назад, - рассказывает директор галереи Александр Миловзоров. - Мы как-то сидели за рюмочкой коньячка, и он предложил разрисовать стену, а мы с коллегами охотно поддержали. Для Андрея стена - это холст, не каждый художник потянет оформление здания. 

Также в создании шедевра «уличной картины» принимали участие еще восемь авторов.

Мозаика на стене музея

Яркий пример настенной живописи - мозаика на тыльной стене здания Музея западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко на ул. Терещенковской. На мозаике изображены: свечи каштанов, украинская мадонна, голова мужчины. Выложил ее бывший директор этого музея Владимир Овчинников, который руководил музеем до 1978 года. Говорят, занимался он этим каждый день с семи утра. Владимир хотел, чтобы картина была видна всем прохожим с улицы. Но выкладывать ее разрешили только на тыльной стороне здания. Вход - через подворотню дома №17 по ул. Терещенковской.


Украинский пейзаж

Яркий пример традиционной суперграфики - разрисованный украинскими пейзажами арочный проход в доме по Большой Васильковской. По обе стороны прохода нарисованы две картины, где в лучших традициях изображено украинское село. К сожалению, творение осталось неподписанным. 



КОМПЕТЕНТНО

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, известный киевский историк:

- Это хорошая практика, если только это не какие-то тупые надписи, а красиво нарисованные, художественные граффити. Они освежают плоскости городских стен. К примеру, это можно сказать о жирафах на ул. Владимирской. На них гораздо приятнее смотреть, чем, скажем, на плакаты с надписями «Партия с народом», которые раньше развешивали власти на стенах домов.

ОФИЦИАЛЬНО

Руслан КУХАРЕНКО, начальник столичного главка охраны культурного наследия: 

- Подобного рода «граффити», особенно на памятниках архитектуры, сегодня большая головная боль, - считает Руслан Иванович. - Регулярно обрисовывают памятник Магдебургскому праву и многие другие... Что касается красивых рисунков на торцах домов, так это не новшество. Это явление называется суперграфика. Появилось оно в Германии в 70-е годы. В середине 80-х нечто подобное существовало и у нас. На конкурсной основе художникам выделяли торцы домов для росписей, например на ул. Фрунзе. К сожалению, сейчас подобное явление не практикуется, а должность главного художника города, насколько я знаю, вообще отменили.