Причина – трещина в здании со стороны улицы Рымарской. Если бездействовать и дальше, памятник архитектуры может оказаться в опасности. Малая закрыта. Вопрос об экспериментальной. На малой сцене театра, рассчитанной на 50 зрителей, до сих пор стоят декорации к спектаклю «Мина Мазайло», который должны были показывать здесь несколько дней назад. Представление отменили, чтобы не создавать угрозу для жизни зрителей. Дело в том, что сцена находится прямо над залом Крушельницкого, где недавно трещина прошла по стенам и потолку.
Состояние здания, памятника архитектуры, давно беспокоит руководство театра. По словам худрука Степана Пасечника, вопрос о капремонте, который не делали здесь с 1964-го, он поднимает уже два года, но пока безрезультатно. То и дело осыпается штукатурка, течет крыша. А несколько лет назад по одной из стен пошла длинная - до самой крыши - трещина. До поры до времени на нее не обращали внимания, пока… трещина не расколола стену и внутри.
- Мы слышали треск в течение месяца, но не обращали внимания. А в один прекрасный день поняли – это трещали стены и потолок, - говорят люди, которые работают в зале Крушельницкого.
По словам заместителя директора по охране труда и пожарной безопасности Сергея Катаяна, трещина опасна вдвойне, потому что проходит как раз возле электропроводки:
- Если она разойдется, провода порвутся, будет короткое замыкание. А в театре нет автоматической противопожарной системы, в нашем распоряжении только огнетушители, - обеспокоен Сергей Катаян.
Помимо малой сцены, на которой по рекомендации МЧС уже отменили все спектакли, идет разговор о том, чтобы закрыть и экспериментальную, рассчитанную на 300 человек.
Нужно обследовать фундамент
Сейчас здание театра им. Шевченко осматривают представители университета строительства и архитектуры. По словам Сергея Катаяна, когда они увидели многочисленные люки возле здания и свежезакатанный асфальт, сразу сказали: скорее всего, дело в теплотрассе, которая проходит прямо под театром.
- Когда лопаются трубы или вентили, вся горячая вода идет под здание, - говорит Сергей Катаян.
Официального заключения специалисты еще не составляли, но на словах говорят, что ситуация пока что терпимая. Но нужно быстро начать проверку состояния тепловых и канализационных сетей, обследование грунта. Скорее всего, фундамент здания нужно будет укрепить.
Нина Супруненко, начальник областного управления культуры и туризма, которое и финансирует коллектив театра, утверждает, что трещина старая и никакой сенсации в ней нет.
– Все специалисты говорят, что трещина старая, что за это время она не увеличилась. Просто надо поставить маячки и наблюдать, насколько она разойдется. Выступать актерам на малой сцене МЧС не запрещало, но мы решили, что лучше будет на всякий случай ее закрыть, - успокаивает Нина Супруненко.
О том, чтобы выделить деньги из областного бюджета на капремонт здания, речь не идет. По словам чиновницы, это очень большая сумма, непосильная для бюджета области.
- Я ежегодно прошу энное число миллионов на здание театра в Министерстве строительства, и на 2009-й буду просить. А вообще здание, в котором работает коллектив театра, принадлежит городу, он и должен его ремонтировать, - поясняет начальник управления.
Конечно, паниковать раньше времени не стоит, но здание является не только оплотом культуры в Харькове, но и уникальным памятником архитектуры. Неужели даже для того, чтобы спасти памятник, областные и городские власти не могут объединиться? Ведь надеяться на государство сегодня, когда идет лихорадочный поиск денег на перевыборы, просто смешно.
Актер театра им. Шевченко Эдуард Безродный:
- Это, конечно, ужасно, но руководство театра все делает для того, чтобы репертуар не пострадал. Мы переносим спектакли, которые идут на малой сцене, на большую. Вчера я играл «22 поцілунки» на большой сцене, хотя раньше спектакль шел на малой. Конечно, не радует, когда видишь потеки на потолке, цветущие стены, текущую крышу - это не театральная атмосфера.