В истории российского театра и кино Сергей Безруков, бесспорно, величина. В его арсенале значительные роли: Есенин, Моцарт, Пушкин, Иешуа. Успех к нему пришел по театральным меркам рано, с опережением, опровергнув расхожее мнение, что лишь к полувековому юбилею можно давать оценки деятельности драматического артиста: состоялся ли в профессии? О Безрукове и сегодня, накануне 35-летия, определенно можно сказать: да, состоялся, попадание с профессией стопроцентное.
Мы желаем артисту новых ролей в кино и театре, не растерять творческую жажду творить и удивлять!
«Я - хулиган. В хорошем смысле»
Актер редко соглашается откровенно поговорить о личном.
- Хорошие мои, я к вам, журналистам, хорошо отношусь, но интервью не дам, потому что не доверяю.., - говорит мне Сергей своим нежным голосом, и прямо не знаешь, обижаться ли?!
Исключение Безруков сделал только для программы «Истории в деталях». С разрешения программы мы печатаем фрагменты интервью.
- Я человек был увлекающийся, страстный и очень романтичный, поэтому романов было много разных. И вот один роман так зацепил серьезно, что он длился-длился, - признается актер. - Ирина была несвободна, потом стала свободна, роман продолжался. Я, может быть, не столь был готов, так сказать, не успел надышаться свободой. Как часто бывает, молодые люди в том возрасте рисуют звездочки побед - такие, как на боевом самолете. Ну это у многих славный путь, не я один. Сразу вспомнил те самые молодые годы - эх! - когда главное было количество, а не качество. Но потом понимаешь, что количество количеством, а захотелось и качества. И вот в такой момент появилась Ириша.
Я увидел ее на «Мосфильме», тогда и оценил, подумал, какая красивая женщина. А потом на съемках встретились. Я, конечно, хулиган в хорошем смысле этого слова. Тогда и не думал, что будет так серьезно, как, наверное, многие молодые люди в двадцать три года не так серьезны, чтобы думать о перспективе...
Самое интересное, Ириша не знала, какой я артист, что играю, какие роли. Вот это самое ценное. Потому что сейчас многие девушки смотрят на меня как на определенного героя из различных фильмов, сериалов... Это большая сложность, проблема, чтобы полюбили не героя, а именно меня. Так вот Иришка полюбила именно меня как мужчину, как человека.
«В загс приехал в гриме из «Бригады»
Тогда у меня не было машины - ездил в метро с рюкзачком. Ириша любит вспоминать этот романтизм. Не шибко тогда зарабатывал, не шиковал, но цветы дарил...
Роман действительно был сумасшедший, такой бешеный, и дай бог, чтобы он продолжался. Но это я уже рассказывать не буду - момент тайны для двух людей любящих... Много мы прожили за это время, много было всякого, ситуация была сложная, из которой постарались выйти с честью. И я рад, что роман не остался только лишь в воспоминаниях, а перешел в семейные узы. Это потрясающе.
...Когда мы с Ириной решили пожениться, я снимался в «Бригаде». Приехал подавать заявление в загс со съемочной площадки. Ира меня сперва даже не узнала: я подъехал к загсу, из джипа выскочил такой паренек в пиджачочке, такие ботиночки, стрижечка. Она мне потом говорила: смотрю, подлетел какой-то пацан, я опешила, а потом - нет, родная улыбка.
В съемочной группе мне дали два дня на свадьбу. Как в армии - увольнение на два дня, чтобы я обручился, брачная ночь, и - опять забрали на съемки. Ради свадьбы я отменил все. Но не смог отменить спектакль. Обручились с Ирой, а в этот вечер играл спектакль «Амадей». Я, наверное, больше никогда так не играл Моцарта, ну... передать ощущения сложно. Я посадил Иришу в ложу, и практически весь спектакль был посвящен только ей. Я летал, потому что вот это ощущение кольца на пальце, только что произошло это событие, я был окрылен настолько - не чувствовал сцены под собой, летал по ней...
|
Ирина БЕЗРУКОВА: «Устраиваю мужу чайные церемонии»
- У нас традиция - день рождения мы отмечаем вместе: находим какой-то экзотический ресторан, необычный, нами не познанный, заказываем столик, инкогнито приходим посидеть, - говорит супруга актера. - Еще есть момент: снять какой-то номер в гостинице, инкогнито... Романтика...
Еще одна традиция есть, не каждой женщине по силам - во сколько бы он ни возвращался (полпервого, полвторого ночи), я всегда его встречаю. Он мне звонит, что закончил спектакль, и к его приезду я готовлю еду, потому что Сережа любит все такое свежее, прям сразу. Я встречаю его, кормлю, и дальше у нас есть ритуал - мы обсуждаем дела, и через час после еды он пьет чай. Я умею делать чайную церемонию китайскую, иногда делаю ему по всем правилам, со всеми чайничками...
Первое свидание
Роман Ирины и Сергея начался на съемках за рубежом. Возвращаясь в Москву, Безруков протянул девушке записочку со словом: «Жду».
- Я с этой записочкой неделю, наверное, ходила и думала: что я ему скажу, как он отреагирует. Вспомнит - не вспомнит. И я с горящими щеками звоню по телефону и говорю: мол, тут фотографии напечатала. Он сказал: «Ну наконец-то!» Говорит, едет в театр, где нам удобнее встретиться. И мы встретились в метро.
Есть около перрона маленький закуточек, откуда выезжают поезда. Безруков меня утаскивает туда, обнимает и начинает целовать… и вдруг я слышу голос громогласный: «Вам что, жить надоело?» Это милиционер строгий, дядя Степа такой. Сергей к нему оборачивается и совершенно лукаво: «Как видите, наоборот!» Тот махнул рукой и ушел. А мы так стояли, прижавшись к стене, потому что там мало места, это было так приятно. А мимо нас время от времени на большой скорости проезжали поезда...
Олег ТАБАКОВ: «Безруков сыграет Фигаро»
- Олег Павлович, говорят, Безруков - ваш любимый ученик?
- Знаете, у меня внуков пятеро. Как определить, кого из них я люблю больше всех? Того, кто младший, или того, кто болеет сегодня. Так и с учениками. Сережа Безруков любимый, конечно.
Мне нравится в нем честность. Он все, что имеет, отдает до дна. Несмотря на занятость, на совмещение в кино, он честен в отношении к театральному зрителю, который пришел его смотреть… Сейчас он начнет репетировать Бомарше «Женитьбу Фигаро». Сыграет Фигаро.
- Он там будет танцевать, петь? Мы от Безрукова всегда ждем чего-то такого необыкновенного!
- Там, по-моему, у Бомарше и без этого таланта хватает. Здесь мы будем ждать смысла. Потому что пьеса живая, настоящая. Режиссер - Костя Богомолов, уже поставивший и Кафку, и «Отцов и детей». Я думаю, мы обойдемся без украшательств и финтифлюшек. Пойдем по смыслу.
- Фигаро уже сыграли многие актеры известные и любимые, Безрукову будет трудно...
- ...Но интересно, мне кажется.
- Вы учили Безрукова. Что у него не получалось?
- Как у каждого нормального человека, было кое-что. Но я не думаю, что об этом надо рассказывать. А получалось реализовывать свой талант. Сережа - взрослый, серьезный актер, профессиональный. У профессионалов счет идет совсем по-другому.
«Иногда втайне от жены... ем щи»
|
- Чем сегодня занимается Ирина?
- Ириша сама себя ищет. И находит в том, что занимается благотворительностью, это в ее характере, она настолько преданный, искренний человек. Я таких людей давно не встречал, мне повезло.
Иришка за здоровое питание, не пьет и не курит, и для меня это определенный стимул. Я очень много курил именно в кино. В «Бригаде» попробовал сигарету за сигаретой, в «Есенине» образ сам по себе диктует. В какой-то момент понял, что это такая зараза, которая может затягивать... Но Ириша не выносит запах табака, запах спиртного. И как-то так помогает вести здоровый образ жизни.
...Я был более упитанный во времена, когда мы начали встречаться, потому что мама у меня великолепно готовит! Какую мамуля солянку готовила, боже! А когда рядом человек ест, ты ходишь - изноешься...
А в нашей с Ирой семье питаемся очень просто. Я никогда не заставлял ее супы делать и как-то отвык. Но иногда балую себя - в Питере люблю бывать, там есть заведеньице на Мойке. И там такие щи из квашеной капусты! Это втайне от Ирины. Но я иногда признаюсь жене - так захочется порой щец! Их еще Александр Сергеевич очень любил...
«Ирина - строгий критик»
Ира видит все премьеры. Один из таких самых главных критиков, и ее оценка мне важна так же, как и отца. Отец - мой главный учитель и мастер, начиная с детства. Он меня знает как начинающего артиста буквально лет с семи - уже тогда занимался мною. Так что у меня большой стаж работы в этой профессии. А маме моей нравится все, что я делаю, она порой может промолчать, но отец и Ириша, если с чем-то не согласны, доказывают, спорят.
Это замечательно.
Много для этого делаем, потому что в отношениях, конечно же, надо обязательно фантазировать. Работать! Нехорошее слово «работа», а куда деваться, это работа двух половинок, они должны где-то идти на уступки. Такой сложный механизм семейной жизни, в котором нужно трудиться. Когда-нибудь в старости сядем у камина, будем вспоминать.
Виталий БЕЗРУКОВ, отец именинника: «Сережа - алмаз, ставший бриллиантом»
- Виталий Сергеевич, что вы сыну подарите?
- У него все есть. Творчески у него тоже все есть. Бесконечно счастливы и я, и мама, что у нас такой сын, который приносит людям радость. По рейтингу он третий год подряд, как мы шутим, Герой России - лучший актер года.
Все время мысли о сыне. Всеми способами стараюсь помочь. Иногда его выручаю как шофер, помогаю ему встретить, проводить. При Сережиной сумасшедшей занятости он хотя бы отдохнет в это время. А подарки... Я сейчас дописываю новую пьесу ему в подарок. Мечтаю, чтобы он в ней сыграл. Я даже говорил ему, что, если не смогу ее сам поставить, это будет у него в копилке. У него большие задатки режиссерские. Но он сейчас плотно занят как актер, поэтому до режиссерства руки пока не доходят. А пьеса оригинальная на тему классическую. Рабочее название: «Экстравагантность, или Пигмалион в русском стиле».
- В каком-то смысле вы - Пигмалион по отношению к сыну.
- Это вполне естественно. Пигмалион - это создатель из ничего. Но тут мне повезло, я не из ничего создавал, Сережа был рожден как алмаз, который просто надо было огранить. И первые грани я навел, преподавая у него в Школе МХАТ. Я мастер, который мог ему что-то передать. И это я сделал с удовольствием!
- Наверняка вы хотите внуков. Говорят, что он готовится стать папой.