Лесь СЕРДЮК: «Россия меня снимает казаком»

На съемках фильма «Тарас Бульба» мастерству Леся сидеть на лошади аплодировали каскадеры.

Народный артист Украины Лесь Сердюк в день иконы украинского казачества «Покров Богоматери» отметил день рождения. Так что даже по звездам именно ему суждено было воплотить на экране образ национального героя. И действительно, сыграв в 120 фильмах, Лесь Александрович остался в памяти зрителей именно древнерусским князем Святославом, первым выбрившим себе оселедец. Сейчас актер закончил работу в «Тарасе Бульбе». А еще благодаря совместным съемкам с Богданом Ступкой Сердюк после 37-летнего перерыва снова играет на театральной сцене - и какой! - Национального академического театра им. Ивана Франко. После премьеры спектакля «Все мы кошки и коты» артист ответил на вопросы «КП». 

«Меня постоянно путают со знаковыми персонажами»

- Что в вашей жизни значило то, что вы родились на праздник Покрова Богоматери?

- Я у отца спрашивал, что это за праздник, и он отвечал - казацкий. У меня в семье вообще все удивительно: дочь родилась на Благовещение, сын - на Ивана Купалы, а отец на Ильи. Я очень нежно и ответственно отношусь к этому факту биографии, понимаю, что таким образом как бы нахожусь под опекой и защитой Богоматери. Дома всегда храню ее икону, перед спектаклями молюсь и прошу о помощи. 

- Но вам и на роли казаков удивительно везет…

- Думаю, я не столько казаком был, сколько эталоном националиста после роли оуновца в фильме «Провал операции «Большая Медведица». Я решил создать образ не врага, а хорошего человека, забыв, что существует режиссерский замысел и сценарий. Но потом в Вильнюсе увидел афишу нашей картины, где вместо главной героини во всей красе со шмайсером наперевес был я. Для прибалтов я стал своим «лесным братом». А ситуация с эталоном казака, думаю, возникла из-за того, что (как говорил Юра Ильенко), у меня такой национальный типаж, что подходит для любой украинской картины. 

- Но вы же сыграли атамана в фильме Бортко «Тарас Бульба»...

- Так Россия меня как раз и снимает казаком! На Свердловской киностудии я сыграл в «Диком поле», «Казачьей были». Россияне стали приглашать в свои картины после того, как увидели в роли Святослава с оселедцем - в «Княгине Ольге». А сейчас РТР часто показывает «Дикое поле». Фильм мне очень нравится, хотя я там приблудный запорожец. И Бортко, когда я к нему приехал, сразу сказал: выбирай, кого хочешь играть, кроме Бульбы, конечно. Художник картины Сергей Якутович сказал ему, что видит меня в роли атамана Товкача. Этот образ у Гоголя почти не прописан, просто герой упоминается в повести четыре раза. Но режиссер сам дописал немало персонажей, ведь у Бортко хотели сниматься и Миша Боярский, и Борис Хмельницкий. Так что мне было очень интересно поработать в такой компании. У нас уже забыли, что такое фильмы, где 700 человек массовки и 92 профессиональных каскадера, еще и с американским постановщиком батальных сцен. Попасть в такую кашу - замечательная школа. В Украине подобные массовки были только у Тимофея Левчука, но там задействовали солдат срочной службы, за которых не надо было платить. А тут все на коммерческой основе, костюмные сцены! Самые главные кадры у меня, где Товкач выручает Бульбу. После того как его разбили поляки, тянет полумертвого домой степями и долинами. Мы сняли много эпизодов. И лошадь у меня была норовистая - Бумер!


«Люба Полищук на ипподроме не раз падала с лошади»

- А кто вас научил так здорово сидеть на лошади? 

- Иван Миколайчук для съемок «Вавилона-ХХ» заставил нас с Любой Полищук ходить на ипподром. А студия за нас платила целый рубль в час! Это было круто. Люба, правда, не раз падала с лошади. Все шутила, что она - как фанера над Парижем. А я научился. Но закончилось дело тем, что в самом «Вавилоне» я ни разу не проехался. Это грустная история. Ведь Миколайчук делал 2-серийную ленту, а ему потом приказали урезать ее до одной серии. Вот и у Бортко то же самое - снимали целый день гущу боя. Игорь Петренко, игравший Андрея, гнался за мной пять часов. Мы измучились сами, загнали лошадей. А все потому, что режиссер выбрал очень красивое крутое место, весьма сложное для скачек. Я потом у него спросил: сколько это все будет на экране? - Секунд 15!

Но я не обиделся, это ведь кухня кино. Единственное, чего было жаль, так это сцены, где мой конь встал свечой. Я в этот момент умудрился еще и текст сказать. А Бортко попросил все это повторить, чтобы конь еще и галопом ускакал. Я все сделал. Каскадеры меня носили на руках от восторга. А потом в фильм вошла совершенно другая сцена... Я Бортко заявил, что большей обиды он мне нанести не мог. Но тот ответил: кадр без свечки по-актерски выглядел лучше.  

СПРАВКА «КП»

Лесь СЕРДЮК родился 14 октября 1940 года в театральной семье. Окончил Харьковский театральный институт, работал в Харьковском театре им. Шевченко, потом в рижском ТЮЗе и Киевском театре им. Леси Украинки. С 1970 года - артист киностудии им. Довженко. Дружил с Иваном Миколайчуком. Женат, имеет сына и дочь - известную актрису Анастасию Сердюк. 

5 лучших фильмов

  1. «Княгиня Ольга»
  2. «Провал операции «Большая Медведица»
  3. «Как закалялась сталь»
  4. «Гетманские клейноды»
  5. «Дума о Ковпаке»