Как мы подготовили к зиме легендарный Т-34

Фото: из архива КП

Судьба военной техники незавидная. Все чаще уникальные боевые орудия превращают в металлолом - следить и оберегать от металлистов, поддерживать их в должном виде дело достаточно затратное. Вот и получается, что легендарное оружие, с которым побеждали в Великой Отечественной войне, в лучшем случае украшает частные коллекции или музеи. Правда, особая ситуация с танками. Например, в самом Донецке их только два.И оба связаны с именем Франца Гринкевича.

 

Первый танк Т-34 стоит на самой могиле командира танковой бригады Франца Гринкевича рядом с театром оперы и балета. Правда, на монументе установлена не его боевая машина. Как утверждают сотрудники краеведческого музея, это уже подарок танковой бригады, в которой служил Гринкевич. Настоящая боевая машина командира за 20 лет простоя на постаменте приобрела непрезентабельный вид, и поэтому ее заменили на такой же Т-34. А легендарного бойца с боевыми "шрамами", пробоинами и в ржавчине оттащили к краеведческому музею еще в 60-е годы. Конечно, танк пытались поддерживать в приличном состоянии. Но круглосуточное пребывание на открытом воздухе, жара и морозы сделали старую боевую машину не самым ярким монументом Донецка.

 

Именно поэтому "Комсомолка" вместе с военно-историческими клубами "Звезда" и "Пантера" решила восстановить справедливость. И мы взялись за благородное дело - вернуть танку его грозный и устрашающий вид. Легендарный Т-34, который освобождал Донецк, мы решили полностью помыть, почистить и покрасить. А кроме того, вернуть ему на корпус номер и бортовые звезды. Причем дату для такого непростого дела мы выбрали не случайную - 11 октября. Именно в этот день 65 лет назад полковник Франц Гринкевич скончался от полученных в боях ран.

 

А в помощники мы себе взяли учеников школы № 20, которые вместе со своим учителем истории давно мечтали вернуть знаменитому Т-34 прежний грозный вид. А вместе с ними и представителей военно-патриотического клуба "Звезда" и "Пантера".   

 

Для начала мы решили побороться с мусором, который появился внутри боевой машины за почти полвека простоя. Дело в том, что попасть внутрь танка можно через моторный отсек, правда, пролазить нужно только ползком по земле. Мы не побоялись провести тот же эксперимент и вычистили боевую машину изнутри и снаружи от всего изобилия жвачек, конфет, оберток и прочего.

 

Дальше с танка предстояло полностью счистить все следы пребывания под открытым небом. То есть старую облезлую краску и следы ржавчины. Для этого мы вооружились специальным мастерком. Ну и потом предстояла самая ответственная часть мероприятия. Как мы узнали на Артемовской танко-ремонтной базе, нашей боевой машине вполне подходит пентофталиевая краска. Причем литров как минимум 12. Как известно, такая краска наиболее устойчива для самых разных условий - жара, холод, дождь и прочие сложности с таким покрытием брони будут не страшны.

 

И вот с валиками и кисточками разного калибра мы примерно 4 часа кряду облагораживали "освободителя Донбасса".

 

В итоге обновленный красавец Т-34 вернулся к своему оригинальному боевому цвету. Кроме того, на нем появились бортовой номер и звезды, которыми  дуло танка обычно отмечали по числу побед.

 

В общем, теперь обновленная боевая машина Гринкевича может спокойно простоять на своем месте еще полвека. Правда, вернуть ее в строй точно не получится. Все детали двигателя были уже давно вытащены. Поэтому своими гусеницами этот Т-34 уже никуда не уедет. Да, наверное, и не нужно - теперь давно любимый всеми донецкими мальчишками экспонат получил новую жизнь.

 

Комментарий специалиста

 

Виктор Анденок, старший научный сотрудник отдела охраны памятников Донецкого областного краеведческого музея:

 

- Сначала этот танк стоял на могиле Гринкевича, скорее всего, его туда установили, чтобы захоронение этого командира танковой бригады не затерялось. Потом он переехал во двор библиотеки им. Крупской. Краеведческий музей занимал в этом здании одно крыло. А потом, когда наш музей переехал на улицу Челюскинцев, соответственно, и танк уехал за ним - как экспонат. Есть основания предполагать, что наш танк производства Уральского завода. Даже сейчас, если вставить в него двигатель, привести его в действие нереально. Кстати, танк уникален хотя бы тем, что является настоящей боевой машиной, а свидетельство тому - пробоины на его борту.  

 

ТТХ

 

Средний танк Т-34

 

масса в снаряженном состоянии - 30900 кг;

 

экипаж - 4 чел.;

 

длина - 6,7 м;

 

ширина - 3 м;

 

высота - 2,6 м;

 

вооружение - 76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1942г.,  два 7,62-мм пулемета ДТ;

 

боекомплект - 100 снарядов, 3600 патронов;

 

скорость по шоссе - 55 км/ч;

 

запас хода по шоссе - 465 км.

 

За годы серийного производства была выпущена 61 000 танков.

 

 

Справка "КП"

 

Гринкевич Франц Андреевич, гвардии полковник, командир 32-й танковой бригады

 

1905 - родился в городе Гомеле, Белорусская ССР

 

1923 - поступил на службу в Красную Армию

 

1941 - участвует в подготовке к обороне г. Луганска

 

1942 - во время боев под Сталинградом назначен командиром 32-й танковой бригады (под его командованием она стала гвардейской)

 

1943 - участвовал в боях за освобождение Донбасса

 

11 октября 1943 - скончался от полученных ран (похоронен в Донецке)

 

 

 

Взгляд с 6-го этажа

 

Память, обновленная краской

 

Артем МАСЛАКОВ

 

Казалось бы, кому это нужно красить старые военные железяки? А ведь нужно - всем нам, хотя бы для того, чтобы ощутить свою причастность к невидимой исторической цепочке.

 

Недавно довелось мне посетить в городе Львове одно питейное заведение (расположенное аккурат напротив городской ратуши, кстати), оформленное в стиле бункера УПА. Грубая деревянная мебель, простая глиняная посуда, незамысловатая снедь...Романтика схрона разбавлена портретами "героев" на стенах, системой тостов, самый популярный из которых - "Бей москалей!", и одетыми в военную форму официантами, время от времени палящими холостыми в потолок из трофейного шмайссера. Все сделано красиво, лихо, профессионально. Подано так, что после посещения этого места не должно остаться никаких сомнений относительно того, кто сыграл ключевую роль в исходе Великой Отечественной войны. И, похоже, львиная часть здешней молодежи в этом давно не сомневается – конечно же, борцы за свободу из УПА. И, наверное, они имеют право на такой исторический взгляд, ведь, что бы там ни говорили, а мы ведь пытаемся жить в свободной стране... Собственно, на свое видение происходившего в середине прошлого века имеем право и мы.

 

Так уж получилось, что подвиг поляка, родившегося в белорусском Гомеле и обретшего вечный покой в донецкой земле, - полковника Франца Андреевича Гринкевича - для нас ближе по определению. Хотя бы потому, что здесь нет никакой недосказанности и третьего мнения. Были агрессоры, и были освободители. Первые были разбиты и посрамлены, вторые свою победу завоевали кровью. И за это им вечные почет и слава. В первую очередь для того, чтобы продемонстрировать к ним свое уважение, мы и взялись всей редакцией за кисти и валики. И это нормально для работников региональной редакции "Комсомольской правды" - именно так мы и должны видеть и понимать мир, работая в этой газете. Удивило и приятно поразило другое - глаза ребят, красивших рука об руку с нами боевую машину. Они светились, и было понятно, что для этой детворы состоялся не просто обычный субботник, а что-то глобальное, то, что останется в их душе навсегда. Признаюсь, мнение о том, что у нынешней молодежи осталось всего две ценности в жизни - секс и деньги, а вместе с ними и ощущение депрессивности общества, в котором мы живем, ушли, как крамольная и бестактная мысль.

 

А еще остался обновленный нашими совместными усилиями танк, символ безумия войны, силы советского оружия и благодарной памяти. Танк (как и его экипажу), которому, по жестокой статистике, в условиях реального боя суждено было прожить всего 10 - 15 минут, а в городском сражение и того меньше... Танк, о котором один из работников музея сказал:

 

- Он хоть и железный, но у него тоже душа есть, он сейчас радуется от того, что вы с ним делаете...