Михаил Патрушев, Донецк.
За ответом на этот вопрос "Комсомолка" обратилась в центральный комитет профсоюза работников угольной промышленности Украины в городе Донецке.
- Основным нормативно-правовым актом, позволяющим предоставлять бесплатное бытовое топливо ряду граждан, является "Горный закон Украины". Согласно ему подобные льготы распространяются на работников предприятий горнодобывающей промышленности в зависимости от их стажа, - сообщил ведущий специалист отдела социальной и экономической работы Павел Козаков. - Следует также отметить, что стаж разделяется на виды деятельности, мужчин, стаж которых составляет 15 лет подземной работы и не менее 20 наземной. Для женщин же - 12,5 и 15 лет соответственно. Помимо этого получить льготы могут ветераны войны и труда, инвалиды в период работ на предприятии, семьи погибших работников.
Что касается размеров предоставляемого топлива, то, по отраслевому соглашению, всем перечисленным категориям граждан полагается 5,9 тонны угля в год. Более же точную информацию о документах, которые необходимы для оформления подобных льгот, можно получить, обратившись к руководству того предприятия, где работали.
Почему повысились тарифы на телефон
От знакомых я услышала, что телефонная связь подорожала. Мало того, что нас об этом не предупредили, я даже на АТС дозвониться не могу. Подскажите, пожалуйста, действительно ли "Укртелеком" решил расстроить своих абонентов очередным подорожанием?
Раиса Тепличная, Макеевка.
Да, действительно, "Укртелеком" уведомил своих абонентов о повышением цен с 1 октября на 20%.
Для абонентов с почасовой оплатой разговоров нынешняя абонплата составит 16,44 гривны вместо 13,70. Без почасовой оплаты - 23,50 гривны вместо 19,58. За эти деньги вы получите 200 минут, которые нужно выговорить за 1 месяц. За превышение лимита по традиции придется платить отдельно, но по старым тарифам - 5,4 копейки за минуту для абонентов, которые живут в городах, и 3,1 копейки для клиентов "Укртелекома" из сел и поселков городского типа.
Кстати, повышение тарифа коснется лишь горожан, а жители сел и ПГТ (кроме райцентров) будут платить за телефон по-старому. Прежними останутся и размеры льгот.
- Последний раз мы повышали тариф в 2006 году. За это время успело подорожать решительно все. Нам приходилось поддерживать убыточные направления за счет прибыльных, но даже при таких ухищрениях денег не хватало. Повышение стоимости абонплаты было единственным выходом из этой ситуации, - объяснили нам в "Укртелекоме".Кроме того, развитая сеть операторов мобильной связи не увеличивает количество звонков со стационарных телефонов, что также приводит к их нерентабельности и способствует повышению тарифов.
Как защитить свои права в супермаркете
Я несколько раз в неделю хожу за покупками в супермаркет, и меня удивляют некоторые правила этого магазина. Например, почему я обязан класть свои вещи в камеру хранения, если супермаркет не несет ответственности за их сохранность? Или почему персонал запрещает мне выпить глоток воды из бутылки, которую я все равно буду оплачивать на кассе? А еще как-то раз был случай, когда я случайно задел рукавом бутылку с ликером и она, понятное дело, разбилась, а с меня высчитали 88 гривен. Вопрос: мог ли я поспорить относительно своей вины в этом происшествии? И самое главное. Я как-то видел, что охранник обыскивает покупателя, после того как на него "запищал" датчик. Имеет ли право служба безопасности устраивать обыск своих клиентов?
Петр Глебов, Донецк.
Для начала нужно уяснить, что обыск и осмотр - это принципиально разные вещи. Обыскивать человека - то есть ощупывать одежду, залазить в карманы и прочее, могут лишь сотрудники милиции в присутствии понятых. Совсем другое дело добровольный осмотр - если при выходе из магазина на вас "запищали" датчики, охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки. Ваше право от этого предложения отказаться, но в этом случае охранник может вызвать милицию. И тут уже вам решать, с кем приятнее иметь дело, объяснил нам Александр Удовиченко, начальник отдела информационно-коммуникационных технологий Общества по защите прав потребителей.
Что касается камер хранения, то супермаркет имеет право требовать от своих клиентов оставлять там ручную кладь (правило не касается ценных предметов - кошелька, барсетки, мобилок и прочего). Как правило, на ячейки всегда направлена камера наблюдения, и если вещи украли, то вы имеете право потребовать у руководства магазина просмотреть видеозапись, а также показать ее милиционеру. Такое "кино" должно существенно помочь оперативникам в розыске воришки. По поводу случайно разбитого или испорченного товара могу сказать, что не во всех случаях клиент обязан платить за него деньги. Возьмем самый распространенный случай: локтем, краем одежды или корзинкой покупатель задевает бутылку, стоящую на краешке витрины. Естественно, она падает и разбивается, реакция персонала однозначна - вы обязаны оплатить испорченный товар. Однако закон в этой ситуации на стороне клиента. Все дело в том, что, пока вы не заплатили за вещь, она является собственностью магазина, а магазин, в свою очередь, обязан разместить свой товар так, чтобы испортить его случайно было невозможно. В этой ситуации можно спорить с мнением супермаркета, привлекая на помощь те же материалы видеонаблюдения и милицию. «На вопрос о том, можно ли в процессе хождения по супермаркету пробовать положенные в корзину продукты, однозначно отвечу – нет» - сказал Александр Удовиченко. В некоторых магазинах это делать позволяют, однако закон говорит четко: пока товар не оплачен, он является собственностью магазина, так что разворачивать, а тем более есть его нельзя.
Как проверить качество газа
У меня дома индивидуальное отопление, стоит газовый котел. Газ постоянно дорожает, и я задался вопросом: как я могу проверить его качество? Ведь стоит он недешево, а вдруг там какие-то примеси, которые тепла не дают, а я за них плачу? Если уж они просят такие деньги, то пусть докажут, что продают качественный товар. Как я могу в этом убедиться?
Анатолий Геллер, Донецк.
Убедиться в этом вы можете. Каждый товар должен быть сертифицирован, и покупатель имеет полное право с этим сертификатом ознакомиться.
- Мы получаем газ в сопровождении сертификата качества, - заверила нас Евгения Смирнова, пресс-секретарь "Донецкгоргаза". - Чтобы получить его копию, вам необходимо написать запрос на имя гендиректора или главного инженера нашего предприятия. Примеси, естественно, есть, но их количество соответствует принятым нормам. Лабораторных исследований газа в отдельно взятой квартире "Донецкгоргаз" не проводит.