Перестанут ли дончане покупать машины?

Американцы расплачиваются за кризис и потуже затягивают пояса. Главные потребители машин в мире уже перестают покупать новые авто. По данным экспертов, продажи в США сократились на треть. Интернет пестрит заголовками о глобальном застое на рынке автомобилей. Поэтому "Комсомолка" попыталась выяснить, насколько проблематична ситуация сейчас в Донбассе и неужели дончане перестанут покупать новые авто.

Фото: из архива КП

Американцы расплачиваются за кризис и потуже затягивают пояса. Главные потребители машин в мире уже перестают покупать новые авто. По данным экспертов, продажи в США сократились на треть. Интернет пестрит заголовками о глобальном застое на рынке автомобилей. Поэтому "Комсомолка" попыталась выяснить, насколько проблематична ситуация сейчас в Донбассе и неужели дончане перестанут покупать новые авто.

Однако, как оказалась, ситуация в Донецке далека от кризиса авторынка. Автосалоны, как и прежде, открыты, принимают клиентов, продают новые европейские и азиатские автомобили. А может, и нет никакого падения продаж и это всего лишь мрачные прогнозы? Но менеджеры все как один подтверждают: продажи бюджетных авто действительно упали, но на это есть много вполне адекватных причин.

- Выдать какую-то статистику сейчас не рискнет никто, - рассказывает Сергей Жебаленко, автор и ведущий программы "Мотор-ТВ". - Ситуация с рынком автомобилей в Европе и у нас меняется день ото дня. Заметно сейчас влияет на покупаемость автомобилей курс доллара. Только из-за его повышения цены на авто в Донецке сейчас выросли на 10%, хотя в то же время на многие европейские автомобили действуют специальные программы скидок (на некоторые машины до 12 500 гривен). Масло в огонь подливает и мировой кризис. Европейский авторынок почти стоит. Если ежегодные темпы роста его составляли 6 - 12%, то три-четыре месяца назад специалисты фиксировали этот показатель на уровне 3 - 5% (а на автомобили "фиат", например, даже 2,4 - 2,6%). Если сравнить этот процент с мировым уровнем инфляции (3%), то получается, что европейские производители авто сейчас работают почти в убыток. Естественно, следствием такой ситуации становится снижение цен на их продукцию. Производители хотят разгрузить склады, чем активно пользуются покупатели и в нашей стране.

Получается, что автомобили продолжают покупать. Только если раньше доля авто, приобретаемых в кредит, составляла 60 - 80%, то сегодня эта цифра значительно ниже (основная масса кредитных машин приходится именно на автомобили низкой и средней ценовой категории). Не последнюю роль тут сыграл и Национальный банк Украины, который в преддверии мирового кризиса попытался обезопасить финансовую систему страны, ужесточив требования к коммерческим банка в сфере кредитования населения.  Соответственно, и коммерческие банки ужесточили требования к своим потенциальным заемщикам

Если раньше, в экономически спокойные времена, банки, выдавая разрешение на кредит, учитывали весь доход человека (и официальный, и нет), то теперь кредиторы стали избегать рискованных операций и тщательнее изучать платежеспособность потенциальных клиентов. Отсюда и уменьшение количество заключенных кредитных договоров не только в сфере обычного потребительского кредитования, а и в автокредитах.

На снижение доли "кредитных" авто, покупаемых в Донецке, повлиял и рост ставок по таким кредитам по стране в целом.

- Если летом еще мы выдавали автокредиты по 17 - 19% годовых, - объясняет заведующая сектором кредитной экспертизы отдела организации розничного кредитования Донецкого областного управления Ощадбанка Евгения Парий-Сергиенко, - то сейчас ставка держится на уровне 22%. Несмотря на это спрос на кредиты в государственном банке не уменьшился, ситуация абсолютно спокойная, никакой паники нет.

А вот коммерческие банки поспешили поднять ставки намного выше. В некоторых финучреждениях сегодня выдают автокредит под 25% и даже 30% годовых в гривне.

- Главная проблема, по-моему, это отказ банков выдавать кредиты на покупку новых авто и завышенные ставки, - говорит Лариса Желябовская, заместитель директора Донецкой областной дирекции Финансовой группы "Страховые традиции". - Мы уже ощутили на себе снижение продаж автомобилей, ведь и страховать их и гражданскую ответственность стали меньше. Такая ситуация продолжается уже несколько месяцев. Чуть ли не каждый день мы получаем информацию, что то один, то другой небольшой банк перестают кредитовать авто. Многие банки перестали выдавать кредиты в валюте. Прогнозы не радужные.

Как бы там ни было, автокредитование как вид зарабатывания денег не умрет никогда, хоть сейчас и заметно сбавляет обороты. Однако, как говорят эксперты, теперь следует ожидать увеличения продаж у представителей серого дилерства, ведь сегодня стало намного выгоднее купить новое авто по дешевке за наличные, чтобы не переплачивать банкам бешеные деньги. В любом случае дончане выберут то, что им будет удобнее, но покупать машины не перестанут.

 ...А в это время

На Луганском авторынке все спокойно

Дилеры ведущих фирм-производителей не склонны впадать в панику

Авторынок Луганска и области пока не может пожаловаться на резкое падение покупательского спроса. Хотя менеджеры ведущих автосалонов не отрицают, что за последний месяц число продаж новых машин несколько снизилось.

- Август в этом плане был удачнее сентября, - сообщил "КП" один из них. - Но подобная ситуация обычно наблюдается каждый год. Так что паниковать никто не собирается. Конечно, свою роль сыграла и позиция банков, которые уже не столь охотно выдают кредиты. Однако судить о том, грянет кризис или нет, можно будет только по итогу октября.

Зато, по данным экспертов, расстановка сил в группе самых популярных у горожан марок за месяц изменилась. Первенство удерживает "ВАЗ". А вот Daewoo сдала свои, и теперь на втором месте обосновалась Hyundai. В сентябре дилеры очень активно продавали Accent, а Tucson уже стал народным внедорожником.

На третье вырвалась Toyota. Во многом благодаря тому, что весь сентябрь действовали очень привлекательные цены, которые позволили повысить ее популярность.

 

Каким будет для луганского авторынка начавшийся месяц, никто пока предсказать не берется.