Наши одесские журналисты познакомились с ведущими турецкими СМИ. Современные медиа стремятся быть оперативными, информативными, значимыми. Но далеко не всем удается оставаться при этом гостеприимными. Даже при жестком темпе работы турецкие коллеги нашли для нас время, и мы с головой окунулись в информационное пространство.
По «Млечному пути»
Удивительно, но знакомству с турецкими медиа посодействовал не журналист, а директор Черноморского лицея и наш хороший друг – господин Ариф Бей.
В разгар рабочего дня мы пришли на телерадиокомпанию с романтичным названием Samanyolu, или «Млечный путь». История ее становления действительно впечатляет.
– В 1993 году мы начинали с одной камеры и 20 сотрудников, – рассказывает директор по связям с общественностью Али Каракаш. – Сейчас же в этом здании, которое объединяет шесть отдельных независимых каналов и три радиостанции – около 600 работников. Большой популярностью пользуется канал, который вещает для Америки, Европы и Азербайджана. Очень высокий рейтинг у детского канала. В телекомпании он один из самых рентабельных – в отличие от канала культуры или новостей, которые постоянно нуждаются в финансовой поддержке.
Турецкие зритель, как и украинский, обожает сериалы. Так что Samanyolu транслирует их круглосуточно. Большинство фильмов дублируются на английском, а некоторые даже на русском языках.
В одной студии снимают 12 программ
За пятнадцать минут до эфира мы попали в студию, где снимается одна из самых популярных в Турции кулинарных программ. Вместе с шеф-поваром Мухтаем шоумены, звезды эстрады, театра и кино в четыре руки и на всю страну готовят вкусную еду. На этот раз в студии создавали популярный на севере Турции кулинарный шедевр из кукурузной муки и фиолетовой, почти черной капусты.
Несмотря на хорошее финансирование, рабочее пространство турки используют весьма экономно: в одной студии, меняя декорации, снимают 12 отдельных программ.
На съемку одного из самых резонансных телепроектов «Не хочу разводиться» мы, к сожалению, не попали. Зато легко представили себя участниками судебного заседания, когда... примерили наряд судьи.
За завтраком турки обычно листают свежие газеты, чтобы обсудить интересные события с друзьями или партнерами. Поддерживая традицию, журналисты Samanyolu тоже каждое утро мониторят прессу, останавливаясь на тех событиях, которые они, телевизионщики, возможно, упустили.
После прогулки - на стажировку
Государственных каналов в Турции всего шесть. В целом по стране их около двухсот. Для сравнения, в Украине их порядка пятисот.
– Получить лицензию не проблема. Главное – не запятнать имя, – подчеркивает глава телерадиокомпании Хидает Караджа. – Парочка турецких каналов лишились лицензии за неправильное, предвзятое освещение проблемы терактов.
Разумеется, столь высокая социальная ответственность поощряется материально.
Так, средняя зарплата опытного журналиста – 2000 долларов. Самые высокие гонорары – 20 тыс. долларов – у актеров, которых телеканал привлекает для съемки сериала. Для сравнения, у нас сериальные гонорары выше журналистских не в 10 раз, как в Турции, а в 20-25! В целом рынок труда достаточно толерантный. Журналист волен выбирать выгодные условия и свободно мигрировать от одного работодателя к другому. А чтобы сотрудники не слишком часто перебегали с места на место, медиа-компании часто заключают так называемые джентльменские договоры. По какой бы причине не уволился журналист с одной работы, второй партнер может взять его к себе только по истечении года. Хотя бывают весьма любопытные истории. К примеру, кулинарный гений и шоумен Мухтай в свое время отказался от весьма лакомого кусочка из рук конкурентов и продолжил «идти по «Млечному пути».
В продолжение темы кадров мы рассказали нашим турецким коллегам, что журналистами у нас часто становятся люди разных профессий: инженеры, математики и даже... летчики. В Турции все проще. Есть два отдельных факультета. Один готовит журналистов. Второй – специалистов телевидения и кино. После вуза они приходят на работу в СМИ и постепенно растут. Чтобы одесситы могли убедиться в этом лично, господин Караджа пригласил нашу творческую группу на стажировку.
С остановкой во «Времени»
Тесное партнерство на информационном рынке телерадиогруппа Samanyolu поддерживает с печатным СМИ, куда мы незамедлительно отправились на экскурсию. Красивое современное многоэтажное здания объединило под одной крышей ежедневную национальную газету Zaman, англоязычную Touday Zaman, а также информационное агентство Cihan. Уже при въезде охранник предупредил: «Курить на территории нельзя».
– Комнаты для гостей мы специально оборудовали на первом этаже. Чтобы деловые встречи не мешали рабочему процессу. Но поскольку вы – наши коллеги, а тем более иностранные, мы сделаем исключение, – встречает нас у порога генеральный директор медиахолдинга Абдульхамид Билиджи перед тем как познакомить нас с «кухней» одного из самых влиятельных в стране изданий в 700 тыс. экземпляров. Отметим также, что еще в 2001 году тираж издания составлял всего 165 тысяч.
– Ежедневно из Украины к нам поступает мясо, из России – картошка, из Турции – рис. Когда все ингредиенты на месте, мы готовим суп, – с юмором описывает газетные будни наш турецкий коллега.
К слову, газета публикуется также в Азербайджане, Киргизии, Казахстане, Туркмении, Болгарии, Македонии, Румынии, Германии, Америке, Австралии.
Сдали номер – бегом на фитнес!
«Истина раскрывается через Zaman («Время»), – считают сотрудники газеты.
Именно поэтому козырем издания долгие годы остается независимость суждений, которая подкрепляется финансовой уверенностью. Ни для кого не секрет, что учредителем Zaman является владелец текстильной фабрики.
Сегодня на территории редакции есть два фитнес-центра, парикмахерская, медпункт.
Еще один интересный факт, который пока еще непонятен нам, одесситам: основной тираж – более 80% – распространяется по подписке. В Украине эта цифра едва ли достигает 30%.
– Мы поддерживаем близкие отношения с международными агентствами в Азербайджане, Афганистане, Ираке. В основном эти страны сведения друг о друге получают из Европы. Наша задача – создать альтернативный информационный канал. С украинскими медиа мы также хотим наладить более тесные связи, – пожимая руку, пожелал на прощание Абдульхамид Билиджи.
– Жизнь в Одессе очень насыщенна. А Жемчужина Босфора и Южная Пальмира вот уже десять лет как города-побратимы, – заручились партнерством одесситы.
Турецкие СМИ, помимо информации, активно продвигать различные ноу-хау. Так пространство в редакции газеты Zaman организовано таким образом, что специальный датчик постоянно фиксирует количество человек в помещении. Чем больше в комнате людей – тем больше выделяется кислорода.