БЕСТСЕЛЛЕР
«П5 (Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана)»
Виктор ПЕЛЕВИН. «ЭКСМО», 2008Елена ЛАПТЕВА
Книги Пелевина, уж так повелось, вызывают среди наших граждан и гражданок нездоровый ажиотаж. На него мода не прошла, как в свое время на популярных Павича, Коэльо и Мураками, так полюбившихся читателям в середине девяностых. Конечно же, читать на здоровую голову среднестатистическому украинцу новую вещь Пелевина будет весьма затруднительно. Для начала неплохо осилить хотя бы первый рассказ в сборнике - «Зал поющих кариатид». Вроде бы все простенько - есть красивые девушки, которыми руководит некий дядя Петя. Барышни поступают на работу в подземный бункер под Рублевкой. В их задачу входит развлекать олигархов - выступать в роли поющих статуй, подпирающих потолок в зале. Для достоверности красоткам делают секретный укол, вводя в организм клетки мозга и нервной системы богомола, чтобы те могли стоять в такой позе неподвижно на протяжении нескольких суток. А до кучи обмазывают краской. И вот девушки живут себе, работают, ждут клиентов. Все идет достаточно мило, пока у них не начинаются галлюцинации. При всем при этом публика, априори мозгами не обремененная, разговаривает на уж очень высоколобом языке, бросая такие фразы, что не каждый ум выдержит. А переживания страдающих от галлюцинаций девушек среднестатистическому читателю и вовсе покажутся сущей тарабарщиной. Например, «он знал про реку все - или, вернее, сама река жизни знала про себя все и текла через богомола, который, став Леной, позволил ей одним глазком взглянуть на это забытое человеком чудо».
В любом случае на Пелевина всегда найдется свой читатель. Для которого Виктор Олегович уже стал брэндом, и, что бы он ни выпустил, каждая книга станет откровением.
В книге пять рассказов: помимо «кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана» и «Ассасин».
КЛАССИК
«Король Монпасье Мармелажка Первый»
Анатолий ПРИСТАВКИН. «Олма Медиа Групп», 2008
Анатолий МАКСИМОВ
Этот роман Приставкин начал писать двадцать лет назад. Почти закончил книгу, но в 1991 году на Рождество в Риге кто-то ворвался в номер писателя в загородном отеле и уничтожил записи. Роман был все же восстановлен - по уцелевшим черновикам, с огромным трудом. Анатолий Игнатьевич завершил его за несколько дней до своей смерти.
У книги забавное и немного несерьезное название: вот только не ждите истории для детей. Это грустная-грустная сказка для взрослых. О России: современной и времен первых Романовых. О писателе Александре Васильевиче Соколове - неформальном старосте Дома работников искусств, который свой шуточный титул Король Монпасье Мармелажка Первый получил от больных детишек за то, что спас от сноса их санаторий. Он и писателем себя предпочитает не называть, скорее литератором: потому что сочиняет за сильных мира сего их биографии. А свою единственную книгу написал в молодости о неординарном человеке Григории Карповиче Котошихине - шпионе и диссиденте XVII века. И этот персонаж преследует литератора всю жизнь, пока не появляется на горизонте некий бизнесмен Соловьев по прозвищу Бос, эдакий современный Мефистофель, который просит Фауста-Соколова продать ему свою «королевскую» биографию. Плата - жизнь маленькой девочки, которой срочно требуется операция на сердце.
ИЗ ЖИЗНИ ДИПЛОМАТОВ
«Марьяж»
Стефано ВЕРРЕККЬЯ, АСТ, 2008
Евгений БЕЛИКОВ
Остросюжетный роман о браке и его опасностях синьора Верреккья - изящный литературный дебют итальянского консула в Москве. И не всегда понятно, где в книге реальные факты из жизни профессионального дипломата, а где художественный вымысел.
Главный персонаж женится на красивой женщине. Вот только сказав «Да!» очаровательной обладательнице пухлых губ и высокой груди, горе-герой неожиданно для себя обнаружил захват своего свободного пространства. Он уже не хочет ассимилироваться в сверкающий глянцевый мир супруги, сотканный из телефонных звонков, приглашений и вечеринок. Ему не по нраву навязанные богатые друзья: находиться среди них очень уютно, однако это как наркотик, после которого ничего не хочешь и ни к чему не стремишься.
Больше не заводят умопомрачительные разрезы на платьях жены, потому что она превращается в сварливую бабу, раздувающую скандалы из всякой ерунды. Женщина мечты оказывается чересчур предсказуемой и одинаковой, как и ее гардероб, в котором все костюмы черные, все сшиты из одного материала, да еще и в одном стиле.