Днепропетровцы на концерте известного рок-музыканта Олега Скрипки придумали «патриотический этикет». Чтобы всем было комфортно. В минувшую пятницу вечером в Днепропетровске на Фестивальном причале прошел концерт «Етно-дисковечорниці на Дніпрі». Около двух тысяч человек, немалая часть которых была в вышиванках, слушали, танцевали и подпевали киевским группам «Солнце-клеш» и «Le Grand Orchestre» с Олегом Скрипкой во главе, черновицкой «Стэлси» и днепропетровскому «Вертепу». Интересно, что автомобильное движение, как это обычно бывает на мероприятиях, проводимых на этой площадке, не перекрывали. Из-за чего, похоже, артисты малость обиделись. Например, Олег Скрипка в завершение выступления не спел ни одной песни на бис...
- Выступить где-нибудь на интересных мероприятиях мне сейчас проблематично, так как то, что происходит в стране, отображается на искусстве, - признался Олег.- Поэтому мы решили создать свою страну - «Країну мрій», в которой мне и всем нашим зрителям будет по-настоящему комфортно.
И, похоже, задумка музыканта и его коллег удалась. Корреспонденты «КП» были свидетелями удивительной сценки. В пляске один разгоряченный зритель («в штатском») нечаянно наступил на ногу пританцовывающему рядом парню в вышиванке. Обидчик думал было, что его как минимум упрекнут за нерасторопность, но в ответ услышал лишь сдержанное: «...Слава Україні!». Эта необычная новая фишка так понравилась окружающим, что, как мы наблюдали, парни и девчонки потом в шутку стали друг друга подталкивать, на что «жертвы», смеясь и жеманно раскланиваясь, отвечали все тот же девиз: «Слава Украине!»
Разоделись кто во что горазд
Кстати, стопроцентным признаком сходства Днепропетровска с провозглашенной Олегом Скрипкой «Країною мрій» была погода: как и обещали синоптики, вечер 3 октября стал «по-бабьему» летним. А потому зрителям в вышиванках было абсолютно нехолодно.
Вообще, внешний вид, как обычно, соответствовал внутренним ощущениям. Умиротворение старшего поколения олицетворялось вышитым воротником, скромно выглядывающим из-под пиджака или пальто; максимализм молодежи и ее вечное стремление быть замеченными везде проявилось в «казацких» шапках и украинских флагах, обмотанных вокруг шеи вместо шарфа.
Сам Олег Скрипка был в рубашке, где узор был вышит белыми нитками, как будто бы с философским подтекстом: «Это не выпендреж. Кому надо - узор рассмотрит и оценит, даже если он выполнен белым по белому».
«Энергетическое» общение
На фестивале днепропетровцы, кроме изобретения «патриотического этикета», еще и учились общаться по-новому - с помощью энергетики. И дело не в том, что расслышать друг друга было невозможно, а перед сценой было тесно, как в маршрутке ранним утром. Есть какая-то глубинная, необъяснимая с научной точки зрения причина того, что когда тебя хватают за руку и уводят внутрь хоровода под фольклорное пение, ты не сопротивляешься и с готовностью общаешься с незнакомыми в вышиванках через тепло рук, через хоровое подпевание: «Горіла сосна, палала, під нев дівчина стояла, русяву косу чесала…».
И даже сам текст песен не воспринимается в этой атмосфере как ужасающий (девушка под горящей сосной расчесывает волосы, припевая, что ее косы долго служили, но больше служить не будут). И приходит понимание, что народное творчество не подлежит однозначному трактованию и буквальному восприятию.
А кроме символики, фольклор в очень сильных образах несет элемент нравоучения: песня о том, что «казаки обманули Галю, увезли с собой, привязали к сосне и подожгли», заканчивается прямым предупреждением родителям о необходимости правильного воспитания своих дочерей.
Музыка Скрипки - лечит без антибиотиков
И еще - о мистике. Нетанцующие следовали примеру Олега Скрипки, который практически без движений в проигрышах между куплетами чуть морщил переносицу, закрывал глаза и, едва касаясь пальцами баяна, кажется, на мгновение улетал в мир «теней забытых предков». То есть в те времена, когда люди умели лечить не антибиотиками, а заговорами и молитвами, а защищаться не оружием, а вышитой символикой на рубашке…
Так, в город Днепропетровск с концертом «Етно-дисковечорниці на Дніпрі» пришла атмосфера символов и таинственный мир фольклора, в который погрузиться, не отключив хотя б на время свою рациональную составную, - невозможно.
|