Экс-президент Польши Александр КВАСЬНЕВСКИЙ: «У ваших лидеров слишком жестокое поведение»

Известный политик ответил на вопросы «Комсомолки».

Александр Квасьневский считает, что у нашей страны есть все шансы вступить в ЕС до 2020 года

Александр Квасьневский считает, что у нашей страны есть все шансы вступить в ЕС до 2020 года

Вчера в фойе столичной гостиницы «Русь» было многолюдно. То тут, то там известные политики прошлого и современные обитатели политолимпа обсуждали за чашкой кофе проблемы глобального мирового устройства. Вместе с ними присутствовало немало молодых людей из Украины и 27 стран Европы - в Киеве открылся второй саммит YES, один из самых популярных форумов для европейских политиков.

Поучить молодежь уму-разуму приезжают ее маститые коллеги. В этом году это экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, глава Верховной Рады Арсений Яценюк, ряд украинских министров и даже президент. Правда, с приставкой «экс» - речь об Александре Квасьневском, руководившем Польшей с 1995-го по 2005 год.

«Комсомолка» пообщалась с Квасьневским и предлагает вам ознакомиться с его взглядом на политические процессы в нашей стране.

Европа не понимает Украину

- Господин Квасьневский, вчера канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Берлин выступит против присоединения Украины к Плану по достижению членства в НАТО. Что, ЕС капитулирует перед Россией?

- Ни в коем случае! Украина и Европа продолжают работать в одном направлении.

Конечно, проблем много: для людей, не связанных с Украиной настолько сильно, насколько связан с нею я, происходящее в вашей стране непонятно. Этот политический конфликт, информация о том, что снова выборы, что ни одни, ни другие политсилы не знают, будет правительство работать стабильно или нет...

Чтобы пойти вперед быстрее, нам с вами нужно работать одновременно. Но придется хорошенько подумать, как организовать здесь стабильность, как обеспечить поддержку людьми проведения реформ и членства Украины в ЕС.

- И снова всему виной наши политики…

- Каждый раз, когда я приезжаю в Киев - а я здесь бывал много-много раз, - первейшая информация, которую я получаю, касается того, кто с кем спорит и по какому поводу.

Фразы «тут стабильно, даже скучно и ничего не происходит» я не слышал ни разу - увы...

Нужно делать что-нибудь с тем, чтобы имидж Украины был стабильным и чтобы все политические лица работали в одном направлении.

- А как вам видится из Варшавы - можно ли завершить этот кризис в Украине?

- Хороший вопрос… Самое главное - в целях, которые важны как для самой Украины, так и для всех ваших политических партий. Мы в Польше не достигли бы за последние 20 лет того, что имеем, если бы не выработали единого понимания этих целей со стороны всех политсил без исключения.

У нас ведь тоже правительства менялись, и всего лишь раз за эти годы один премьер-министр проработал весь положенный срок - четыре года подряд. Не без того. Но в вопросах внешней политики, Евросоюза, безопасности и вступления в НАТО подход политических сил был совместный. Хоть правительства и менялись, все они целенаправленно шли вперед. А у вас, по-моему, такого взаимного доверия и, если позволите, договора политсил явно не хватает. И в отношениях с миром вам это явно не помогает.

Евро-2012 - это вызов

- То есть наша главная беда - в отсутствии преемственности власти?

- Хорошее правительство - это то правительство, которое принимает не только решения, «полезные» для его популярности на следующих выборах, но и решения, которые будут важными и для следующих поколений. Его работа должна быть масштабной и перспективной. И, знаете, трудно правительству определиться: выиграть выборы или все-таки что-нибудь оставить после себя. Решение трудное, поскольку во втором случае оно рискует потерять популярность. Но вам самим решать, каким будет здание современной Украины. Это вопрос к вашим политикам, я лишь предлагаю им работать вместе и не думать эгоистично о своих предвыборных возможностях. Но здесь так много всего случилось, что у ваших лидеров поведение какое-то уж слишком жестокое…

- Готова ли Польша оставаться нашим адвокатом в ЕС, даже несмотря на противостояние политических элит?

- Конечно, готова! Здесь вопросов нет. Это тоже большая наша общая ценность, потому что как бы у нас ни менялись президент и правительство, вопросы, касающиеся проукраинской политики и поддержки Киева на пути в ЕС и НАТО, не меняются. И отношения наши всегда остаются хорошими.

Существует еще один вызов для наших стран - Евро-2012. Когда мы подготовим совместно европейский чемпионат по футболу, все оценят усилия Украины и Польши - хорошо ли сделали, плохо ли.

Сомнений нет и быть не может - польская политика всегда будет дружественной к вам. Впрочем, есть и некоторые сложности: польские политики сейчас говорят о том, что им здесь не нравится. У вас каждый год проходят выборы, продолжается кризис, и нет нормальных отношений между премьером и президентом. У нас эти отношения, к слову, тоже далеко не прекрасные, но, сравнивая с Украиной, могу сказать, что у нас в этом плане - настоящий рай. Президент и премьер поспорят-поспорят и работают дальше…

В 2011 году Польша станет председателем ЕС, и это для Украины важная информация: по-моему, вам нужно хорошо поработать эти три года, чтобы во время наших 6 месяцев председательства мы дали важный толчок для принятия Украины в ЕС. Но, повторюсь, эти три года вам надо серьезно поработать.

Демократия - это демократия

- Сейчас Европа не готова к расширению, все говорят об «усталости» ее экономики от принятия новых десяти стран. Как считаете, есть ли шансы, что Украину примут в ЕС раньше 2020 года?

- По-моему, это возможно. Говорить о точной дате неправильно, но сегодня у нас с вами есть 10-12 лет для подготовки. Различные формы нашего сотрудничества с каждым годом будут только усиливаться, поэтому принятия Украины в ЕС можно ожидать даже раньше. Ведь мировые процессы сегодня ускоряются: события происходят все быстрее и быстрее. Я вот могу представить, что Украина будет в ЕС и раньше 2020 года.

- В своем выступлении вы упомянули об идее «ограниченной демократии» как глобальной опасности для мира. Имеет ли место такая демократия сегодня в России?

- Я так скажу: мы в Польше получили большой опыт в любой форме демократии: жили и при социалистической демократии, и при сегодняшней... Демократия - это демократия. Она, конечно, бывает высшего и низшего качества - это зависит от опыта и развития демократических институтов в государстве. Но ясно одно: ее достоинство не может быть оспорено, и нельзя делать что-либо, что ослабляло бы ее как ценность, большую идею мира.

- Нет ли угрозы, что РФ в ближайшее время может оставить демократическую идеологию?

- Есть хорошее русское выражение: «поживем - увидим». Я думаю, все-таки не оставит. В этом плане я оптимист: после грузинского конфликта РФ вернется к политике диалога и сотрудничества, и не думаю, что она применит жестокую политику против собственных союзников - Украины и кавказских республик.

Хотя конфликт, конечно, возможен - нам нужно разговаривать об этом с Россией.

Однако он не интересен для российской экономики, которая достаточно хорошо связана с мировой, отчего новые конфликты для нее губительны.

Фото Елены СТАРОСТЕНКО