Избавиться от раритетной машины дешевле, чем отреставрировать. «Здесь были жители Залютино». Довоенный паровозик в парке «Юность» на Полтавском Шляхе медленно умирает не первый год. Раньше здесь был процветающий парк, сейчас - жалкие его остатки: покривившаяся деревянная фигура Кота в сапогах, развалины мини-крепости, а в центре запустения – железнодородный раритет, весь в дырах и надписях в духе: «здесь были жители Залютино». Печальное зрелище! Вышедший из войны целым и невредимым, маневровый танк-паровоз 9 П №746 простоял на этом месте лет тридцать.
Нина Викторовна каждое утро приходит сюда с трехлетним внуком. 30 лет назад по паровозу лазили ее дети, теперь – очередь внука. Мальчика, как магнитом, притягивает к машине. Бабушка ставит малыша на первую ступеньку, дальше не пускает – в полу кабины машиниста приличные дыры.
- Это был замечательный парк! Культовое место моего детства: весь район, по сути, собирался там на выходных. А паровозик был самым любимым развлечением. Мы с друзьями вокруг него намотали немало кругов, - вспоминает Анатолий Руденко.
Местные жители к слухам о том, что парк может потерять хоть и ветхую, но такую родную достопримечательность, относятся негативно. Но, похоже, все к тому идет.
Люди постарше помнят, что помимо паровоза в парке раньше стояли три старинных железнодорожных вагона. Их использовали под тир, магазинчик и кинотеатр. Киношникам, снимающим в Харькове фильм про академика Ландау, понадобились аналогичные вагоны, но увы: вагон-кинотеатр сгорел, а остальные давно пошли под нож.
Главный враг паровоза - бизнесмены
Лет пять назад к раритетному паровозу в парке «Юность» проявляло интерес руководство ЮЖД. По словам президента клуба «СамоходЪ» Александра Осетрова, сейчас железнодорожники на территории станции «Сортировка» организовывают музей старинной техники: туда стягивают старые ЖД-вагоны, паровозы, цистерны. Похоже, что горемычный паровоз с Полтавского Шляха их не интересует. В распоряжении ЮЖД есть аналогичный - из серии 9П с номерным знаком 749, установлен он в депо на станции «Основа». Но, по словам знатоков, обитатель парка «Юность» имеет большую ценность, потому что он - из первой серии выпуска: его создали в 30-х годах в Коломне. Позже такие же делали в Новочеркасске и Муроме.
Перспективы у легендарного паровоза самые грустные: он гниет под дождями, его по кусочкам растаскивают бомжи, но главный враг раритета – не бродяги, считает Александр Осетров. Рано или поздно паровоз перейдет из категории никому не нужного памятника в категорию металлолома.
- Я думаю, это будет официальное решение властей. От руководства парка приходило письмо с таким предложением в горисполком. Парк не имеет возможности привести паровоз в надлежащее состояние, они не могут его даже покрасить – нет денег. А второе – стоит такая груда металлолома, мимо которой ездит куча парней. Кто-то вполне может заинтересоваться. Это лакомый кусочек – около 40 тонн металла, к тому же стоит под носом, далеко ездить не надо. Пригонят четырех человек с бензорезаками, они его распилят в течение недели, - считает специалист.
Единственное спасение – сумасшедший коллекционер
Если вагон оставить под открытым небом, он простоит в парке еще несколько лет, пока окончательно не развалится. Самое прекрасное, что может случиться в жизни потрепанного паровозика, – сумасшедший коллекционер, который его купит по цене металлолома. Стоить 40-тонный вагон будет около 45 тысяч гривен. Максимум, что сейчас можно сделать для раритета - привести его корпус в божеский вид.
- Восстановить его нашими силами невозможно, - говорит энтузиаст. - Те разрушения, которые вы видите - это верхушка айсберга. Внутри стоит котел, который вероятнее всего, прогнил. Привести в рабочее состояние паровоз стоит огромных денег - не сравнить с реконструкцией даже самой экскюзивной машины. Но в штатах и Европе такие машины восстанавливают.