Умирающую Настю подключили к пустому кислородному баллону?

Родители убеждены: их 17-летняя дочь погибла из-за халатности медиков.

Это фото осталось на фотоаппарате Насти, который родители привезли с мыса Тарханкут.

Эта трагедия произошла в августе в районе крымского мыса Тарханкут. 17-летняя Настя Чепа из Черкасс отправилась�в Крым, чтобы научиться плавать с аквалангом. А спустя несколько дней ее родителям позвонили из больницы поселка Черноморское и сообщили, что их дочь утонула. Однако, судя по всему, дело было совсем не так, как проинформировали близких.

В версию о несчастном случае мать не поверила

- Перед началом учебного года Настенька захотела научиться плавать с аквалангом, - утирает слезы мама Вера Чепа. - Она с детства ходила в бассейн и чувствовала себя в воде как рыба. Нашла в Интернете крымский дайвинг-клуб с международным сертификатом и уехала на Тарханкут. Мы не возражали: Настя всегда была самостоятельной и очень ответственной. 

По приезде девочка позвонила родителям и объявила, что скоро она наконец осуществит свою мечту. А через пять дней случилась беда.

- Вечером 18 августа с нами связались работники больницы поселка Черноморское и сказали, что Настя утонула, тело находится в морге Евпатории, - продолжает женщина.

- Мы попытались узнать, что произошло. Нам ответили: несчастный случай. И посоветовали забрать ее тело и вещи в Черкассы.

Интуиция подсказывала родителям погибшей, что их обманывают. Поэтому они поехали на Тарханкут и попытались узнать правду у местных жителей и инструкторов по плаванию. 


«Она умерла, что мне за это будет?»

Как оказалось, в тот день Настя в составе группы из пяти человек проходила тест по экстренному всплытию и должна была погружаться на дно. Сопровождал группу молодой инструктор Рустам. 

- Сначала все шло хорошо, - говорит отец Насти Владимир. - Но когда дочка осталась без кислородной маски (по правилам она должна была набрать полные легкие воздуха, снять кислородную маску и постепенно всплывать на поверхность), то запаниковала. А Рустам, вместо того чтобы ее успокоить, нажал на кнопку экстренного всплытия, которая была установлена на ее костюме. В результате Настеньку выкинуло с трехметровой глубины на поверхность. Ее подобрали и вытянули на берег люди с проплывавшей мимо лодки. Они подумали, что девочка наглоталась воды, и сразу перевернули ее на живот, чтобы вытекла вода из легких. Но вместо воды увидели кровавую пену. Это, по словам врачей, с которыми я общался, означает лишь одно: при всплытии Настя получила сильную травму легких.

Тем временем на берег выбрался и Рустам. Сообразив, что произошло, он даже не попытался помочь. Как говорят свидетели трагедии, парень, словно умалишенный, метался по пляжу и причитал: «Она умерла! Что мне за это будет?».

По мнению инструкторов по дайвингу, с которыми беседовал корреспондент «КП», свою первую ошибку Рустам допустил еще тогда, когда набирал группу. Дело в том, что согласно правилам безопасности инструктор имеет право взять с собой только одного человека. Тогда его внимание не рассеивается. Рустам же погружал под воду сразу пятерых. Видимо, стремился заработать побольше. В итоге случилась трагедия.

«Значит, Бог не хотел, чтобы она выжила!»

- Люди, которые вытащили нашу дочку из воды, вызвали врача из ближайшего поселка Оленевка, - продолжает Владимир Чепа. - Доктора звали Татьяна, она немедленно приехала на место происшествия. Позже по телефону врач рассказала нам, что происходило на пляже в тот страшный день. Весь разговор мы записали на диктофон.

Как выяснилось, когда подоспела медик, Настя еще дышала. Отдыхающие (среди них был доктор) делали ей массаж легких. Татьяне ничего не оставалось, как помогать.

«Скорая» из Черноморского появилась через 45 минут. Медики сразу подключили девушку к баллону с кислородом и повезли в больницу. Но по дороге Настя скончалась.

! После окончания школы с золотой медалью Настя поступила сразу на два факультета Киево-Могилянской академии и долго думала, на кого учиться: на юриста или экономиста. Ничему этому уже не сбыться…

Почему? На этот вопрос корреспонденту «КП» ответил врач московской неотложки Владимир Брагин. 

- Я случайно стал свидетелем несчастья, которое произошло с девочкой, - делится Брагин. - Мы с друзьями отдыхали на пляже и вдруг увидели, что из воды вытянули ребенка. Я тут же кинулся на помощь и начал делать массаж легких. По приезде «скорой» решил сопровождать Настю в Черноморское. Словно предчувствовал беду. И действительно: в баллонах быстро иссяк кислород. 

Это означало, что девочке не жить. С помощью массажа легких поддерживать жизнь человека реально до двух часов. Но после подключения к кислородному баллону легкие расслабляются, и массаж помочь больше не в состоянии. Именно так и произошло с Настей.

- В ужасе я накричал на своих коллег из Черноморского. А они спокойно так ответили: «Значит, Бог не хотел, чтобы она выжила», - возмущается Брагин. - Помилуйте, при чем здесь Бог? Медики прекрасно знали, из-за чего их вызвали. Неужели не могли проверить наличие кислорода в баллонах? Я спасал людей, у которых было гораздо меньше шансов! 

После бальзамирования повторное вскрытие не проводится

Конечно, газета не вправе обвинять инструктора по дайвингу и медиков в гибели девушки. Чтобы установить истинные причины смерти, необходимо возбудить уголовное дело. Но в этом родителям покойной отказали.

- Еще перед выездом в Евпаторию мы просили людей, которые звонили нам из больницы Черноморского, не делать вскрытие дочки до нашего приезда, - плачет мама Насти. - Но когда приехали, выяснилось, что его таки провели. И эксперты пришли к выводу, что дочка захлебнулась вследствие несчастного случая. 

- Неужели нельзя осуществить эксгумацию?

- Это уже не имеет смысла. После вскрытия тело Настеньки отвезли в евпаторийский морг и забальзамировали. А, по словам сотрудников правоохранительных органов (мы не раз к ним обращались), после бальзамирования экспертиза ничего уже не установит.

…На память о дочери супругам Чепа остались одни фотографии. Вот они с Настей в бассейне Гурзуфа девять лет назад. На сделанном под водой снимке мама девочки закрыла глаза, а у Насти они широко открыты. Девочка счастливо улыбается, ей безумно нравится плавать на глубине…

ДРУГОЕ МНЕНИЕ 

Михаил БАЗАРОВ, руководитель дайвинг-клуба «Наяда», в котором занималась Настя:

- Эта девочка приехала учиться, прошла курс и успешно сдала экзамены. Потом поехала поплавать на Тарханкут и попросила инструктора повторить упражнения, которые уже выучила. Но нырнула и хлебнула слишком много воды. Инструктор ее вытащил на берег. Она была еще жива и разговаривала. А на берегу ей стало хуже. Поэтому инструктор вызвал скорую помощь из Черноморского. Но медики не оказали девочке квалифицированной помощи. У них закончился кислород в баллонах. Так при чем здесь наш инструктор? Почему мы должны его увольнять?

КСТАТИ

Мы попытались поговорить с инструктором, который был с Настей в то роковое утро. Он до сих пор работает в дайвинг-клубе и учит людей погружаться с аквалангом. Но Рустам категорически отказался от встречи. Тогда мы связались с инструктором по дайвингу из соседнего клуба. В день гибели Насти Виктор Яковенко тоже был на мысе Тарханкут.

- Я в шоке от этой дикой истории, - возмущается мужчина. - Налицо нарушения элементарных правил безопасности! Девочку погубила халатность инструктора. Таким, как Рустам, вообще нельзя работать в подобных местах. Это опасно для людей!

Корреспондент «КП» попробовал узнать и фамилии медиков, входивших в бригаду скорой помощи, которая прибыла спасать Настю Чепа. Однако все усилия не принесли результатов. В больнице поселка Черноморское с нами просто отказались общаться. 

КОМПЕТЕНТНО

Надежда ШЕИНА, тренер по плаванию: 

- Три метра - это не так уж и глубоко. С другой стороны, организм каждого человека имеет свои особенности. Поэтому теоретически при быстром и резком подъеме с глубины на поверхность девочка могла получить травму легких от давления воды.