Как я учился продавать чай и раздавать постельное

Для железнодорожников всегда горячая пора. Летом нужно выдержать толпу рвущихся на отдых, весной - главное перетерпеть майские праздники, зимой - один только Новый год со всеми вытекающими оттуда "ну еще за Богоявление по 50" чего стоит! А вот осенью предстоит развозить любителей бархатного сезона на побережье, но главное - начинается пора семинаров, симпозиумов и конгрессов. А это, помимо студентов, еще десятки тысяч пассажиров. Именно в такую горячую пору корреспондент "Комсомолки" попробовал себя в роли проводницы.

Фото: из архива КП

Для железнодорожников всегда горячая пора. Летом нужно выдержать толпу рвущихся на отдых, весной - главное перетерпеть майские праздники, зимой - один только Новый год со всеми вытекающими оттуда "ну еще за Богоявление по 50" чего стоит! А вот осенью предстоит развозить любителей бархатного сезона на побережье, но главное - начинается пора семинаров, симпозиумов и конгрессов. А это, помимо студентов, еще десятки тысяч пассажиров. Именно в такую горячую пору корреспондент "Комсомолки" попробовал себя в роли проводницы.

На стоп-кран не дышать!

Признаться, мои познания о путешествиях на железной дороге сводились к одному: главное - не отстать от поезда и поездку можно считать неудавшейся, если в купе на верхней полке окажется обладатель роскошного храпа. А вот чем занимается проводница, помимо того что разносит чай и собирает билеты, представить было вообще тяжело.

Но оказалось, что все гораздо сложнее. Когда мы подошли к составу Донецк - Севастополь, которому предстояло выдержать наш эксперимент, в первую очередь меня встретила фраза начальника поезда: "Переодеваться!". С этим не просто строго, а шаг влево, шаг вправо - ну не расстрел, но выговор можно получить.

- Волосы лучше собрать, обязательно колготки, обувь - удобная, туфли, но не кроссовки точно, - сообщает мне новая коллега Татьяна.

- А зимой, пожалуй, будет прохладно...

- Почему? Во-первых, есть зимняя форма одежды и предусмотрены брючные костюмы, - успокаивает меня Таня. - Ну все, переоделись, пора пассажиров встречать!

Этот этап оказался еще проще. Если раньше билеты были именные и их с паспортами нужно было внимательно сверять, то сейчас - ничего сложного. Уже на пятом билете понимаешь, что достаточно просмотреть номер поезда, дату и номер вагона. Правда, как тихо посоветовала Таня, лучше побольше признаков жизнерадостности на лице, а то кажется, что я анализы ДНК сверяю.

За несколько минут до отправления в руки лучше взять желтый флажок. Размахивать им, правда, не нужно, но опаздывающие должны понимать, что через пару минут отправляемся. К счастью, на мой первый рейс никто не опоздал. Но я все равно сразу поинтересовалась насчет стоп-крана. 

- Использовать только в случае, если что-то угрожает жизни пассажира! - сообщает начальник поезда Елена Васильевна.

- А часто приходилось пользоваться стоп-краном?

- Было дело. Из-под поезда людей приходилось вытаскивать. У каждого проводника есть своя история.

На этой ноте ровно в 20.13 наш поезд Донецк – Севастополь и тронулся.

Воруют даже из СВ

- Вот тут у нас стаканы, чай, кофе и сахар. Вода горячая есть постоянно, ждать, пока подогреется, не нужно, - показала все моя коллега.

Действительно, приготовить чай - дело самое простое. А вот дальше началось настоящее испытание способностей вестибулярного аппарата. Поэтому больше двух стаканов в правую руку никто не берет. Левая - исключительно для опоры. И вот так, без особых успехов в продвижении по коридору, пытаюсь выяснить у моего другого коллеги, Александра, как тут дела с "коллекционерами" подстаканников обстоят.

- Ну подстаканники народ интересуют мало, тем более мы все контролируем, пересчитываем. А вот все остальное - очень даже. Белье, бывает, воруют. При этом на выходе из поезда доказывают, что принесли маркированное "Донецкая ж/д" одеяло с собой! Что удивительно - даже из СВ воруют! - делится Александр.

Другая любопытная неожиданность - рабочий график. Оказалось, что для проводников на моем маршруте - нормальная рабочая неделя - 5 дней. С той разницей, что отдыхать потом можно 3 дня.

- Если не секрет, какая у вас все-таки зарплата?

- Около 2 тысяч гривен, - признается моя начальница.

- А что нужно сделать, чтобы попасть сюда на работу?

- Способность общаться с людьми, конечно, образование - лучше профильное (есть училища в Ясиноватой и Славянске - прим. авт.) или высшее - и тогда можно закончить только курсы.

Заработать можно, но не нужно...

Не секрет, конечно, что у проводников есть возможность повысить свою скромную зарплату. Один способ - вполне легальный. Пассажиры, особенно когда далеко едут, хорошо запасаются горячительным, и, когда уже уходят из вагона, им далеко не до того, чтобы бутылки выбрасывать. Поэтому  тут совсем не тяжело собирать все это добро и сдавать во время стоянки в городе. 

Другой, менее легальный способ подработки - зайцы.Вот тут далеко не все так просто. Во-первых, никогда не знаешь, когда в вагон нагрянут ревизоры. А если количество билетов не совпадет с количеством пассажиров - следующая станция может стать последней.

- Неужели никогда не приходилось входить в положение человека, который не успел купить билеты? - все-таки надеюсь я на откровенный ответ.

- А смысл? Поймают - уволят, - отрезают мои коллеги. В общем-то, для них подобная откровенность действительно может грозить большими неприятностями.   

"Я ему двери не открою, он больной!"

Но все эти разговоры о мирском вдруг прерывает командный голос эффектной дамы:

- Ночевать можете где хотите! - сообщила пассажирка через закрытые двери купе пожилому кавказскому мачо, который на весь коридор вещал о проклятом дне, когда он сел в этот поезд. Дебаты через дверь с каждой секундой все более напоминают форменный скандал. И другого выбора, как вмешаться, просто нет.

Подхожу к "выселенному" пассажиру и интересуюсь, в чем дело и нужна ли помощь. В результате,пытаясь сохранить серьезное лицо, слушаю его рассказ о том,какую "богиню" он встретил и что предпринимал, пытаясь обратить на себя внимание. Схема обольщения явно дала сбой! На этом предлагаю неудачливому мачо пойти покурить и иду на переговоры с дамой, которая взяла купе в заложники. Правда, за первые 5 минут получаю только информацию вроде: "Он больной, я с ним не поеду и двери ему не открою, он на меня набрасывался..." В общем, чувствую себя почти Брюсом Уиллисом на переговорах с террористами...В итоге договариваемся так - я ищу Зурабу (героя истории) место в другом вагоне, а он заходит забрать вещи из купе в моем присутствии.

Быстро пытаемся выяснить, с кем можно поменяться, и тут бросается в глаза, что соседний вагон заполнен в лучшем случае наполовину! 

- Интересно, а как тогда получается, что в кассах билеты купить нельзя, а тут пустых мест полно?

- Все просто - некоторые будут ехать не из Донецка и не до конечного пункта прибытия! Тут, например, в Красноармейске, могут сесть и ехать до Джанкоя, - поясняет моя начальница.

К счастью, на станции в Красноармейске в соседний вагон села девушка, и мои опытные коллеги тут же определили, что ей больше понравится компания одинокой эффектной дамы, чем семейства с двумя маленькими детьми. Поэтому путем нехитрых манипуляций быстро предлагаем ей более спокойный вариант.

- Когда же вы спите?

- Это приходит с опытом, - многозначительно улыбаются коллеги.

Немного отдохнуть решаюсь только к 12 часам ночи. Завтра ответственный день - опять чай, раздача билетов, перед выходом пассажиров нужно все поручни протереть, а потом сортировать белье и, что самое малоприятное, - привести в порядок туалет.   

Кстати

Есть одно обстоятельство, которое легко объясняет, почему проводницы и проводники так часто предлагают чай пассажирам. Есть определенные нормативы - на полный купейный вагон нужно продать чая с кофе на 50 гривен. Штрафов за невыполнение, как уверяют железнодорожники, нет, но норму лучше выполнять.А выполнить ее непросто - народ ведь запасается своим - кто соком, а кто и покрепче чем-то, и тогда уже совсем не до чая.