Впервые эту запись мы обнаружили в Живом Журнале hetop.livejour-nal.com. По словам автора, бывшего российского пилота, живущего ныне в США, перед нами - отрывок из переговоров диспетчера с капитаном упавшего в Перми «Боинга».
Откуда взялся текст? Автор не раскрывает источников, но из намеков можно сделать вывод, что переговоры засек кто-то из радиолюбителей.
То, что Нестор, как называет себя автор, тесно связан с авиацией и имеет массу знакомств в этой среде, сомнений нет. Зачастую после авиакатастроф именно в блоге Нестора первыми появляются эксклюзивные фотографии. Словом, обладатель этого дневника в ЖЖ - определенный авторитет. А потому и к опубликованной на сайте записи интерес особый.
Вот приведенный на сайте текст:
Диспетчер (Д): «АЭРОФЛОТ 821», УДАЛЕНИЕ 13 (километров. - Прим. ред.), ПОДХОДИТЕ К ГЛИССАДЕ (команда занять определенную траекторию для снижения).
6 СЕК.
- «АЭРОФЛОТ 821», ПОДХОДИТЕ К КУРСУ.
Экипаж (Э): 821.
20 СЕК.
Д: 821, ПО МОИМ ДАННЫМ, НАБИРАЕТЕ (высоту. - Прим. ред.), СИЮ (сокращенно - сию минуту. - Прим. ред.), ВЫСОТА 900, ПОДТВЕРДИТЕ.
Э: «АЭРОФЛОТ 821» (ПАУЗА), ПОДТВЕРЖДАЮ НАБОР, СНИЖАЕМСЯ.
Д: «АЭРОФЛОТ 821», ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ НА КУРС 360, СНИЖАЙТЕСЬ 600.
Э: «АЭРОФЛОТ», ВЫПОЛНЯЕМ РАЗВОРОТ 600, 821.
Д: 821, РАССЧИТЫВАЙТЕ ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД, ВЕКТОРЕНИЕ ДО ЧЕТВЕРТОГО РАЗВОРОТА.
- «АЭРОФЛОТ 821», ЕСЛИ ВЫ НЕ ВОЗРАЖАЕТЕ (ПАУЗА), ПРОДОЛЖИМ ЗАХОД.
- «АЭРОФЛОТ 821», КУРС 360, СНИЖАЙТЕСЬ 600, РАССЧИТЫВАЙТЕ ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД.
Э: ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД, СНИЖАЕМСЯ 600, «АЭРОФЛОТ 821».
Д: 821, У ВАС ВСЕ НОРМАЛЬНО В ЭКИПАЖЕ?
Э: 821, ПОДТВЕРЖДАЮ.
Д: 821, ПОНЯЛ, ТОГДА СТРОГО ВЫПОЛНЯЙТЕ КОМАНДЫ, РАССЧИТЫВАЙТЕ ВЕКТОРЕНИЕ ДО ЧЕТВЕРТОГО РАЗВОРОТА, ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ НА КУРС 360.
Э: 600 НА КУРС 360, «АЭРОФЛОТ 821».
20 СЕК.
Д: «АЭРОФЛОТ 821», РАБОТАЙТЕ С ПОДХОДОМ...
Э: П...Ц! КРИК.
Задача «слива» - свалить вину на летчиков?
Мы попросили нашего постоянного автора, эксперта по авиационной безопасности Виктора ТИМОШКИНА прокомментировать эту запись.
- Насколько, по вашим ощущениям, реальна эта запись?
- По-моему, это похоже на подделку или подредактированный текст. Здесь немало странных фраз. Например, пилот говорит: «Подтверждаю набор, снижаемся». Получается, что он выполняет противоположные команды - и набор высоты, и снижение.
- Но, напомним, об этой ситуации рассказывал журналистам и сам диспетчер, как он увидел на локаторе, что самолет набирает высоту, а получили с борта рапорт, что «Боинг» снижается.
- Но в записи есть, на мой взгляд, и откровенно нелепые слова у диспетчера: «Если не возражаете, продолжим заход». Удивительная фамильярность! Есть и другие несуразицы. Например, диспетчер спрашивает: «У вас все нормально в экипаже?» Но он ведь не штатный психолог!
Экипаж словно заведомо выставлен в неприглядном виде: мол, пилоты не могли вовремя выровнять самолет по оси посадки. То есть, если опираться на предварительные выводы комиссии и считать, что самолет был исправен, значит, летчики были как минимум в неадекватном состоянии, например опьянения, и самолет был фактически неуправляем. Так что, повторю, на фоне заявлений об исправности «Боинга» этот текст очень похож на «утечку информации», цель которой - создать негативное мнение об экипаже.