Президентский законопроект об олигархах еще не попал ни в сессионный зал, ни даже на рассмотрение в профильный комитет парламента, а уже серьезно споткнулся. Парламентские юристы опубликовали разгромный вывод по данному законопроекту.
Замечание 1. Президент и СНБО получают неконституционные полномочия
Парламентские юристы считают, что законопроект противоречит Конституции, в частности наделяет президента и СНБО несвойственными им полномочиями решать, кто "олигарх" в стране, а кто – нет.
"Анализ положений Конституции Украины свидетельствует о том, что ни ст.106, ни другие предписания не уполномочивают президента Украины принимать, утверждать или "вводить в действие" своими указами решения, по которым определенные граждане Украины будут относится к категории тех, для которых предусмотрены специальные правовые ограничения и дополнительные (по сравнению с другими гражданами Украины) обязательства", - сказано в выводе ГНЭУ.
Озвучивают парламентские юристы и замечания относительно предоставления неконституционных полномочий СНБО. Согласно Основному закону страны, Совбез может "координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны". Таким образом, полномочия СНБО могут контролировать лишь органы по вопросам реализации политики в сфере нацбезопасности и обороны.
"Более того, в соответствии с ч.1 ст.107 Конституции Украины СНБО является координационным органом "при президенте Украины", а его решения, в соответствии с ч.7.ст.107 КУ, вводятся в действие соответствующим указом президента Украины, из чего следует, что этот орган не может наделяться полномочиями, которыми не наделен сам президент", - обращают внимание юристы.
|
Замечание 2. Риски злоупотреблений
Парламентских юристов смущает тот факт, что процедура рассмотрения вопроса, кого отнести к олигархам и внести в соответствующий реестр, проходит абсолютно втихую, что ограничивает законные права потенциального "олигарха".
"Соответствующее лицо не уведомляется, что в отношении него рассматривается такой вопрос (фактически решается вопрос о введении против него запретов и ограничений), не может принять участия в процедуре, предоставить устные или письменные объяснения, что обычно является элементом любой процедуры, последствием которой есть ограничение прав лица", - сказано в выводе ГНЭУ.
Кроме того, парламентские юристы обращают внимание, что в законопроекте нет предохранителей от возможного избирательного применения соответствующей процедуры.
Замечание 3. Неопределенные требования к "олигархам"
Специалисты ГНЭУ обращают внимание, что перечень лиц, которые потенциально могут быть названы "олигархами", слишком неопределенный. К примеру, нормы законопроекта выписаны размыто. Под требование, что активы человека превышают около 84 миллионов долларов, можно подвести лицо, у которого есть активы на эти деньги, и тех, кто лишь имеет часть активов (ведет совместный бизнес с "олигархом").
"Таким образом, действия положений законопроекта потенциально могут быть расширены на лиц, количество которых не десятки, а, возможно, в сотни раз больше, нежели перечень тех лиц, которые на сегодня ассоциируются в общественном сознании со словом "олигарх". Мы считаем, объявление "олигархами" такого количества лиц не отвечает задекларированной цели законопроекта", - говорится в выводе.
Замечание 4. Один закон ничего не решит
Эксперты отмечают, что одним законом про олигархов проблему влияния олигархов на госполитику страны не решить. Нужно системно пересматривать действующее законодательство, в частности антикоррупционное, антимонопольное.
"Усматривается, что избранный в проекте механизм правового регулирования направлен на решение узкого круга вопросов, без учета более широкого контекста и надлежащего согласования с законодательными актами в смежных сферах. Вследствие этого проект, в случае его принятия в предложенном виде, потенциально создаст в процессе применения ряд проблем практического характера", - сказано в выводе.
Замечание 5. Туманные формулировки о контактах с олигархами
Нормы президентского законопроекта обязывают представителей власти сообщать о своих контактах с олигархами. Но, как обратили внимание эксперты, под "контактом" не будут считаться телефонные разговоры или переписка по электронной почте. Разговор с родственниками олигарха – тоже не контакт. В то же время если кого-то из народных депутатов признают олигархом, парламентарии обязаны будут декларировать о всех контактах с коллегой во время пленарных заседаний, работы во фракциях, комитетах.
"Из текста законопроекта непонятно, кто и как будет проверять, фиксировать и доказывать случаи контактирования публичных чиновников с "олигархами". Без внедрения соответствующего механизма фиксирования и доказывания контактов публичных служащих с "олигархами" данное предписание будет иметь декларативный характер", - подчеркивают юристы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ