Пловец-паралимпиец Александр МАЩЕНКО: «Хочу увидеть свою девушку - говорят, она красавица»

Саша с любимой девушкой Олей в гостях у «Комсомолки».

На днях в Донецк вернулся Александр Мащенко, теперь уже четырехкратный золотой призер Паралимпийских игр, завоевавший победу на дистанции 100 метров брассом среди спортсменов с нарушением зрения. На следующий день после возвращения героя «Комсомолка» встретилась с Сашей, он сам заглянул к нам в гости. Но в редакцию парень пришел не один - спортсмена бережно привела по лестницам и коридорам его девушка Оля.

Зрения лишила детская шалость

- Саша, как получилось, что ты потерял зрение?

- Я неспокойный ребенок был, нравилось все запрещенное. Развлечений у нас было мало, поэтому сами что-то изобретали. Старшие товарищи посоветовали сделать бомбочку из краски серебрянки и марганца. Мне тогда 9 лет было, и я не сильно понимал, чем это грозит. Насыпал взрывную смесь в банку, стал ковырять в ней зажженной спичкой. Момент взрыва не помню, но потом вышел на улицу - все перед глазами в пелене.

Ожоги были страшные, III и IV степени, в некоторых местах до кости прожгло... Повезли в клинику, к этому моменту видеть я перестал, до сих пор различаю только день и ночь.

- Тяжело переживал?

- Сначала об этом не задумывался. Считал, что полежу в больнице и выздоровею, но позже стал осознавать: не так все просто. Мне повезло, что в таком возрасте это со мной случилось, взрослые намного тяжелее переживают потерю зрения. А мне до сих пор кажется, что я просто заболел и скоро поправлюсь. Я ведь помню, как это - видеть.

Улицы и переулки в Иловайске очень хорошо помню, это единственный город, который я видел.

- Сейчас не думаешь, что это судьба, предопределение?

- Что-то такое есть… Я человек верующий и считаю, что все по воле Господа делается. Знаете, после взрыва я лежал в Донецком ожоговом центре с другим будущим пловцом-паралимпийцем и золотым призером Виктором Смирновым. Он в те же дни зрение потерял и тоже от бомбочки, разве это случайность? Позже мы встретились уже как пловцы и все это вспоминали. В плавание я пришел благодаря учителю физкультуры, а затем первая победа вдохновила заниматься дальше. Перед Пекином мой крестный, священник, провел молебен, который, я в этом уверен, помог одержать победу. В моей жизни был еще один поворотный момент - золотая медаль в Сиднее. Я тогда ну никак не рассчитывал на призовое место и вдруг неожиданно для всех победил.

Слишком много случайностей, поэтому я чувствую, что судьба есть.

- Ты сказал «неожиданно». Наверное, для тебя все победы неожиданные, потому что не видишь соперников и до последнего момента не знаешь, кто пришел первым.

- Да, видеть соперника я не могу, поэтому плыву как бы наедине с самим собой. Сейчас у меня был сильный соперник, китаец Базун Янг. Борьба шла напряженная до последнего момента, трибуны ревели «Чайна, Чайна!», и я понимал, что отрыв у нас небольшой. Эти крики мне помогли, подстегнули, а когда финишировал, мне сказали просто: «Саша, ты первый».

Премию за медаль еще не получил

- Золотая медаль - мечта для многих, а ты ее завоевал, но не можешь даже увидеть…

- На медали нанесен текст азбукой слепых, а о рисунке мне рассказывают. Но дело не в том, что на ней изображено.

Медаль - лишь символ победы, символ того, чего я достиг и чем могу гордиться.

- Какой момент в Пекине оказался самым трудным?

- Понимаете, все трудности были позади, а на соревнования ехали как на праздник. Олимпиада - это цветочки, вершина айсберга, все остальные труды были на восьмичасовых тренировках перед этим. На нашей базе в Евпатории работали так, что я в море только два раза по щиколотку зашел, на большее не было ни сил, ни времени.

- Скажи, сейчас есть надежда, что зрение к тебе вернется?

- Да. Надежда есть, я даже проходил лечение в Германии. Врачи обнадеживают, но пока нет денег. Трансплантация роговицы глаза стоит 14 000 евро, но самое дорогое - медикаментозное лечение и проживание в Германии. На одну попытку у нас ушло 55 000 евро, а это только начало.

- Премиальные за медали как-то помогают?

- Это серьезная сумма, но ее все равно не хватит. К тому же денег за этот раз мы еще не видели, а о том, что премии паралимпийцев сравняют с премиями олимпийцев, узнали только из газет. На летном поле нас встречала премьер Юлия Тимошенко и сказала, что 30 сентября нас соберет президент. Наверное, там и деньги получим.

- Если средства найдутся, то серьезное лечение может потребовать прервать спортивную карьеру?

- Врачи так и говорят. Во время лечения я пытался совмещать спорт и операции, но получалось это плохо. Поэтому пока я выбираю спорт, а потом займусь лечением.

Но очень хочу увидеть свою девушку, все говорят, что она красавица.

- Хобби у тебя есть?

- Чтение. Часто слушаю аудиокниги, у меня их очень много. К тому же увлекаюсь байдарками. В ближайшее время хотим купить новую, двухместную. Мне нравится быть на воде, но не грести при этом, а сидеть и прислушиваться к звукам на реке.

- Чем планируешь заняться после завершения спортивной карьеры?

- Скорее всего бизнесом, но если восстановлю зрение, то возможна и тренерская работа.

КСТАТИ

С Олей Микениной Саша познакомился на дружеской вечеринке в родном Иловайске. Влюбились они практически сразу и поняли, что жить друг без друга не смогут. Вот уже три года Оля во всем помогает любимому, успевая при этом учиться на экономиста. Спортом она профессионально не занимается, но это не мешает им находить общий язык. Саша говорит, что полюбил девушку не за внешность (и эти слова как никогда звучат правдиво), а за внутренние человеческие качества. И он не оставляет надежду, что когда-нибудь все-таки увидит Олю!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр МАЩЕНКОВ родился в 1985 году в Луганской области. Почти сразу же родители переехали в Иловайск. До десяти лет учился в иловайской школе, но потерял зрение и продолжил обучение в Славянской специализированной школе для незрячих. В это время начал заниматься плаванием. В данный момент четырехкратный золотой призер Паралимпийских игр по плаванию. Студент 4-го курса Славянского педагогического университета.