Остался ли выбор у потребителя? Свою оценку дает Владимир Крупко, СЕО группы поставщиков энергоресурсов Tolk
Март текущего года завершился крупной сделкой. Два основных конкурента — компания "ЙЕ Энергия" и НАК "Нафтогаз Украины" — договорились о закупке природного газа для населения в рамках годового контракта.
Детали сделки в оценке Tolk
Цена газа для потребителей у обеих компаний до сделки:
- 6,99 грн / куб. м
Годовая цена на газ для конечных потребителей по результатам сделки:
- 7,96 грн / куб. м от НАК "Нафтогаз Украины"
- 7,99 грн / куб. м от компании "ЙЕ Энергия"
Данное соглашение между двумя игроками было негативно воспринято остальными участниками рынка. Так, СЕО группы Tolk Владимир Крупко отметил, что после того, как два монополиста, контролирующие 85% рынка, установили свою цену, остальным компаниям не остается ничего другого, как подстраиваться под них.
Закупая газ у своего дочернего предприятия и продавая его "ЙЕ Энергии" по договорной цене, НАК "Нафтогаз Украины", по сути, "выживает с рынка" других поставщиков. Для игроков рынка, не имеющих "золотого" контракта с НАК "Нафтогаз Украины", сформирована абсолютно нерыночная история, считает Владимир Крупко, руководитель группы Tolk.
Хотя обычно — в условиях здоровой конкуренции — заключение годовых тарифов является выигрышной ситуацией как для потребителя, так и для поставщика. Ведь в этом случае отношения между ними устанавливаются на длительный период, что содержит свои преимущества, отмечают в Tolk.
Tolk о преимуществах годового тарифа
Заключение договора о поставке газа на год для потребителя является, прежде всего, страховкой от резких колебаний цен. Во-вторых, — возможностью планировать свои коммунальные расходы. Поставщик же получает оптимальную возможность сформировать свой портфель энергоресурсов, чередуя физические и фьючерсные закупки.
При этом, по мнению руководителя группы Tolk, есть большая вероятность, что в летние месяцы на рынке могут появиться некоторые объемы газа по низкой цене. Тогда не исключены ситуативные "перебежки" клиентов к продавцам, у которых — в формате месячных или квартальных тарифов — будут более приятные цены. Однако в этом случае, как отмечает СЕО Tolk Владимир Крупко, потребитель может потерять возможность возврата к годовому тарифу, если захочет к нему вернуться. Так что выбор, который всегда остается за потребителем, будет для него непростым.