На борту - 57 миллионеров
Гибель "Титаника" стала не только самой культовой катастрофой в истории человечества, но и предвестником великих социальных потрясений. Эта катастрофа символизировала окончание эпохи благополучия, надежд на то, что технический прогресс решит проблемы человечества.
Сильной стороной "Титаника" был невероятный уровень сервиса и комфорта. К услугам ВИП-пассажиров были оборудованы роскошные гостиные, читальные залы, бассейн, теннисный корт, турецкие бани... Большую часть экипажа составляла прислуга - стюарды, горничные, официанты и т. д.
Их насчитывалось в общей сложности 494 при общей численности команды в 885 человек. Большая часть персонала занималась обслуживанием пассажиров первого класса.
Стоимость каюты класса люкс составляла 4350 долларов. Для сравнения: месячный заработок старшего радиста "Титаника" не превышал 30 долларов. Однако люди вроде миллионера Джона Астора, владельца сети отелей "Астория", могли себе позволить гораздо больше. Состояния Астора хватило бы, чтобы купить 20 таких лайнеров, как "Титаник" (его постройка обошлась в 1,5 млн фунтов стерлингов). Всего же на борту "Титаника" находилось 57 миллионеров.
Социальный эксперимент
Когда "Титаник" стал тонуть, ситуация превратилась в уникальный социальный эксперимент: кого будут спасать в первую очередь? Ответ на этот вопрос оказался далеко не таким однозначным. Люди делились на героев и трусов не по своему материальному статусу, а исходя из представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Джон Астор, имея возможность спастись (поначалу люди, не понимая опасности, отказывались садиться в шлюпки, и они спускались на воду полупустыми), повел себя по-джентльменски. 47-летний миллиардер посадил в шлюпку свою 18-летнюю беременную жену, но сам остался на борту тонущего судна. Аналогично поступил другой миллиардер, Бен Гуггенхайм, брат Соломона Гуггенхайма, основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке. Посадив свою подругу в шлюпку, он переоделся во фрак, натянул на голову цилиндр и остаток жизни провел в ресторане первого класса, попивая виски и раскуривая сигары...
Было еще несколько примеров, когда миллионеры предпочитали смерть позору и отказывались сесть в шлюпки, в которых не хватало мест женщинам и детям (лайнер имел шлюпки из расчета на 962 человека, а на борту их было 2208). Но большинство из них выжило - в отличие от пассажиров третьего класса.
И после трагических событий остро встал вопрос о социальной справедливости: многих шокировало, что в процентном соотношении мужчин из первого класса спаслось больше, чем детей из третьего класса. Из 76 детей, которые ехали со своими родителями в самых дешевых каютах, в живых осталось только 23 ребенка.
Среди тех, кто сбежал с тонущего корабля, когда там находились женщины и дети, был и Брюс Исмей - владелец "Титаника". Из-за этого поступка он стал изгоем в обществе и до конца жизни подвергался травле. И это отражает сдвиг в массовом сознании. Потому что за сто лет до этого Наполеон, который при отступлении бросил погибающую армию ради собственного спасения, все равно оставался великим человеком.
Катастрофа "Титаника" стала шоком для общества. Вскоре последовали Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 года, распад Германской, Османской и Австро-Венгерской империй... И хотя гибель лайнера напрямую не связана с этими событиями, но социальное неравенство, которое столь ярко обозначилось в ходе спасательной операции, стало главным нервом многих глобальных перемен этого времени.
ПОЧЕМУ ОН УТОНУЛ?
"Лайнер невезения"
За сто с лишним лет официальных и неофициальных расследований выяснилось, что к гибели судно привела роковая цепь самых невероятных случайностей.
- Каким образом айсберг, который погубил "Титаник", оказался на линии трансатлантического маршрута? Раньше они туда не заплывали. Оказалось, что этому могло способствовать редкое астрономическое явление: в январе 1912 года Земля и Луна впервые за последние 1400 лет сблизились на рекордно близкое расстояние. Это увеличило приливные силы океана, и гигантские айсберги попали на океанские просторы.
- Впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг, когда он находился всего лишь на расстоянии 670 метров. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы у Флита был бинокль. Но ключ от сейфа с биноклями остался на берегу. В суматохе перед первым рейсом его попросту забыли, а ломать сейф не стали.
- Сирил Эванс, радист парохода "Калифорниэн", который шел впереди "Титаника" на расстоянии 50 км, предупредил коллег, что судно попало в ледовое поле с айсбергами и вынуждено лечь в дрейф. Но радисты "Титаника", занятые отправлением телеграмм пассажиров, забыли отнести эту радиограмму капитану. В 23.30 Эванс выключил радиостанцию и лег спать. Через 25 минут "Титаник" подал сигнал бедствия. Если бы Эванс его услышал, то "Калифорниэн" успел бы снять всех пассажиров, пока лайнер был еще на плаву. "Карпатия" (ее отделяло от "Титаника" более 90 км) прибыла на место крушения, когда "Титаник" полтора часа как ушел под воду.
- Экипаж "Титаника" забыл на берегу красные аварийные ракеты. Поэтому подавал сигнал бедствия белыми ракетами. Капитан "Калифорниэн" подумал, что на "Титанике" развлекаются фейерверками. А капитан зверобойной шхуны "Самсон" Хендрик Несс, находившийся в момент катастрофы в трех милях от лайнера, подумал, что его преследует судно береговой охраны. Поскольку "Самсон" вел нелегальный промысел тюленя, владелец счел за лучшее поскорее скрыться.
ПОД ГРАДУСОМ
От гибели спасла бутылка виски
Большая часть погибших умерла от переохлаждения. Температура океана в эту ночь была минус 2 градуса Цельсия - такое может быть в соленой воде. "Титаник" затонул в 2.20 ночи, "Карпатия" пришла только в 4 часа утра. Медики утверждают, что в такой ледяной воде человек может провести максимум полчаса.
Однако задокументирован уникальный случай, когда шеф-пекарь лайнера Чарльз Джуфин провел в океане около двух часов и остался жив. Когда началась эвакуация, Джуфин как следует приложился к бутылке виски. По его словам, он выпил около литра. Джуфин находился на корабле до того момента, как он затонул, спасательный жилет помог ему удержаться на воде. Затем он подплыл к перевернутой шлюпке, на днище которой стояли два десятка человек. Ему не разрешили подняться - боялись, что лодка утонет, но знакомый повар протянул Чарльзу руку, и тот продержался в таком положении до прибытия помощи. Вероятно, лошадиная доза алкоголя предохранила пекаря от последствий гипотермического шока, который убил остальных пловцов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ