1130 харьковских новобранцев в армии ждут телевизоры с DVD-проигрывателями и сахар сверх нормы за отказ от сигарет. «Дедовщины уже нет», - уверяют офицеры. Я хочу знать: на самом ли деле у моего сына проблемы со здоровьем или он «косит», - обосновывал дежурному призывного пункта желание поговорить с военврачами отец 21-летнего призывника Андрея. - Я служил в морской пехоте, имею боевые ранения и награды и хочу, чтобы сын тоже через это прошел, чтобы он стал настоящим мужчиной и не бегал со стыдом от девок. Он что - убогий?! Закалка в армии дается такая, которую больше нигде в жизни не получишь, да и воспоминания будут замечательные, будет, о чем потом рассказать детям! В мою молодость не служить было стыдно. А сейчас, я считаю, тем более - не та уже армия, чтоб ее можно было бояться. И не надо слушать тех, кто плачет, стонет и рассказывает о службе Бог весть что. Кто прошел путь воина, тот знает о жизни многое!
Офицеры приемного пункта тоже уверяют, что нынешним украинским призывникам бояться службы в армии нечего. Аргументируют тем, что горячих точек в Украине нет, да и солдаты проходят службу в куда более хороших условиях, чем в советское время. Случаев дедовщины, по их утверждениям, - единицы, и те не остаются без наказаний - на чеку военная прокуратура и комитеты солдатских матерей. Всем родителям и призывникам «комитетчики» раздают визитки с номерами телефонов, чтобы, если что, было кому сообщить о неуставных отношениях. Кроме того, сейчас солдатам разрешают иметь радиоприемники, а во всех частях есть телевизоры с DVD-проигрывателями. За хорошую службу обещают даже разрешить посмотреть позднюю футбольную трансляцию.
«На голодном пайке сидеть не придется»
Сами призывники не унывают. Надо думать, все унывающие заблаговременно спрятались от призыва или «откосили».
- Хочу стать генералом, - амбициозно заявляет будущий царь и Бог солдатской кухни, представившийся Стасиком.
Призывник успел получить профессию повара, и для него уж точно служба станет сахарной – в прямом смысле этого слова. Впрочем, не придется сидеть на голодном пайке и его будущим сослуживцам. Кормят солдата сейчас на 27 гривен с копейками в день, а не на восемь, как раньше. В ежедневный паек входят: 200 граммов мяса, 150 - рыбы, 30 - сливочного масла, 15 - сыра, два яйца и почти килограмм овощей. Курящим служивым в месяц положено 14 пачек сигарет, остальным, вместо табака, полагается сахар сверх нормы.
- А уж с банными принадлежностями в армии лучше, чем с питанием, - шутит заместитель областного военкома Юрий Калгушкин. - Мыло, конечно, не ароматное супердорогое, но его у солдат в достатке.
Не доставит дискомфорта и обмундирование: как оказалось, по мнению американских солдат, берцы наших военных, принимавших участие в миротворческой операции в Ираке, гораздо удобнее фирменных штатовских.
Альтернативная служба в полтора раза длиннее
«Альтернативщикам» придется служить в полтора раза дольше, чем обычным призывникам. Чтобы не стрелять и не рыть окопы, те, кому религия запрещает воевать, за два месяца до начала призывной сессии они приносят в военкоматы заявления и соответствующие документы, которые потом передаются в областную администрацию. Там верующих распределяют на работу. Как правило, ребятам достается работа дворников, озеленителей, санитаров... Но живут такие «военные» дома и за работу получают зарплату. Обычно альтернативную службу выбирают от 7 до 15 харьковчан за призыв.
«Дедовщина армии нужна!»
- Я попал в армию как раз в тот момент, когда начали активно бороться с дедовщиной, - рассказывает недавно вернувшийся со срочной службы харьковчанин Денис. - Я служил в «учебке». Могу подтвердить: там с проявлениями дедовщины все обстоит очень строго, даже слишком. Например, на моего друга чуть дело не завели... за конфету, найденную у него под подушкой. Дело в том, что существует такая армейская традиция: новенький должен сам выбрать себе «деда», и вот, если тот курит, новенький кладет ему под подушку сигарету, а если не курит – конфету. У моего друга конфету нашли и сочли это проявлением дедовщины. Меня самого едва не отправили в дисбат за то, что вместо портянок одел носки (портянки-то отменили только совсем недавно). Тоже решили, что это проявление дедовщины: мол, новенькие – в портянках, а «деды» – в носках. В итоге из-за этого инцидента я так и не получил звание сержанта.
Вообще, мое мнение – дедовщина армии очень нужна. Без нее начнется бардак, младшие не будут слушать старших, будет очень трудно руководить срочниками. Это уже не армия, а какой-то детский сад! Кроме того, заодно с дедовщиной сейчас уничтожают все армейские традиции. Даже совершенно безобидные. Например, раньше, когда солдат становился «дедом», он 100 дней не должен был есть масло – это называлось «стодневка». Так, представьте, сейчас офицеры следят за тем, чтобы все солдаты ели масло! Традиции есть везде – и у студентов, и у школьников - что плохого, если они будут в армии?