Доктор юридических наук: Даже санкции Совбеза ООН должны выполняться с соблюдением права на справедливый суд

Резолюцию Совета Безопасности ООН о применении санкций всегда следует толковать, как такую, что предоставляет судам государства-ответчика полномочия проводить достаточно тщательное изучение для избежания любого произвола.

ООН

О таком прецеденте из практики Европейского суда по правам человека рассказал в  специально для издания  президент Союза адвокатов Украины, доктор юридических нацк, доцент, заслуженный юрист Украины Александр Дроздов.

В качестве примера автор приводит дело "Nada v. Switzerland", которое рассматривалось ЕСПЧ. Она касалась установленного для лица запрета передвижения по территории Швейцарии, окружавшей небольшой итальянский анклав, в котором он проживал. Этот запрет был введен органами власти Швейцарии во исполнение ряда резолюций СБ ООН, которые касались борьбы с терроризмом (в частности, с талибами и организацией "Аль-Каида").

По сути дела Суд заметил, что резолюция содержала четкие и однозначные формулировки, которыми на Швейцарию возлагались обязательства принять меры, способные нарушить права человека. ЕСПЧ пришел к выводу, что имело место опровержение той презумпции, что резолюция СБ ООН не может толковаться как возлагающая на государства-членов обязательства, которое противоречит основным принципам в сфере защиты прав человека.

В этих обстоятельствах государство не могло прикрываться обязательным характером резолюций; напротив, оно должно было убедить ЕСПЧ в том, что оно приняло или по крайней мере попыталось принять "все возможные меры для адаптации режима санкций под индивидуальную ситуацию заявителя" (п. 96).

К аналогичному выводу ЕСПЧ пришел в  в деле "Al-Dulimi and Montana Management Inc. v. Switzerland". Заявитель был гражданином Ирака, который отвечал за финансы секретных служб Ирака Саддама Хусейна и за компанию, которая принадлежала последнему. После того, как заявители были внесены в санкционный список, прилагаемый к резолюции СБ ООН №1483 (2003) в отношении Ирака, их активы в Швейцарии были заморожены и в отношении них была инициирована процедура конфискации.

Федеральный суд Швейцарии лишь проверил, были ли имена заявителей указаны в списках, составленных санкционным комитетом, и соответствующие ли активы действительно принадлежали им. Зато ЕСПЧ подчеркнул, что "заявителям следовало предоставлять по крайней мере реальную возможность представить доказательства, чтобы доказать, что их включение в санкционный список было произвольным". Поскольку такой возможности не было предоставлено, ЕСПЧ констатировал, что "суть права заявителей на доступ в суд была нарушена вопреки §1 ст. 6 ЕКПЧ, которая предоставляет право на справедливое рассмотрение беспристрастным судом".

Следовательно, как отмечает автор статьи, "лицам, подвергшимся вмешательств вследствие реализации санкций должно быть гарантировано право на обжалование в суде решений и действий органов власти и их должностных лиц. И именно в рамках надлежащих судебных процедур должно быть проверено, помимо прочего, действительно ли существовали такие интересы национальной безопасности, которые бы оправдывали такое вмешательство".