Вербное воскресенье на самом деле… пальмовое

Об этом пишет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

В это воскресенье мы отмечаем один из двенадцати важнейших в Православии праздников – Вход Господень в Иерусалим.

Когда мы сегодня читаем Евангельский рассказ о Входе Иисуса в Иерусалим, мы не очень понимаем, что такого особенного было в этом событии. Почему же авторы Евангелий так отмечают важность этого Входа?

Здесь следует пояснить, что этот последний Вход Иисуса в Иерусалим состоялся за шесть дней до Пасхи иудейской. Для празднования этого дня традиционно в Иерусалим приходили многочисленные паломники. Конечно, все они заходили в город через одни из ворот. Причем все паломники шли в священный город пешком. Въехать в Иерусалим верхом имел право только царь. И вот Иисус не входит в Иерусалим пешком. Он едет верхом. Сам этот факт указывает, что это не простой паломник. Верхом мог ехать только тот, кто имел царское достоинство.

Однако цари всегда ездят верхом на лошадях. Царь - это воин, и его торжественный въезд в город - это демонстрация военной силы и власти. Но Христос едет не на коне. Он просит учеников найти для него осла, на котором и едет в Иерусалим. Итак, с одной стороны, Он действует как Царь. С другой - указывает на особую природу Своего Царства.

В беседе с Понтием Пилатом Христос говорит, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18, 36). И его Вход в Иерусалим - это как обратная перспектива по отношению к законам этого мира. Цари обычно демонстрируют силу, а Христос демонстрирует смирение. Цари окружают себя охраной и заботятся о безопасности, а Христос Сам отдает Себя в руки воинов и запрещает апостолу Петру сопротивляться. Иисус добровольно идет на Крест, и это становится вершиной Его земного пути...

У нас праздник Входа Господнего в Иерусалим называют еще Вербным Воскресением. Это название празднику дали на Руси. В Евангельском повествовании говорится, что когда Христос входил в Иерусалим, то его встречали с пальмовыми ветвями в руках. По-гречески пальмовые ветви называются "ваиями". Потому второе название этого праздника в богослужебных книгах – "Неделя Ваий", то есть буквально "Пальмовая неделя". В день этого праздника на Востоке было принято приходить на богослужение с пальмовыми ветвями, которые затем освящаются в храме. Но на Руси пальмы не растут. И потому здесь их заменили ветвями вербы, на которых весной как раз появляются первые листья. Потому на Руси праздник стали называть не Пальмовой, а Вербной неделей.

В этот день правильно будет поблагодарить Бога за Его великое милосердие и великую жертву ради нашего спасения. Ведь мы зачастую просим у Господа только помощи в различных житейских нуждах. А поблагодарить за оказанные благодеяния, да и вообще за все хорошее, что у нас происходит в жизни, забываем. Именно наши искренние слова благодарности станут теми одеждами и пальмовыми ветвями, которыми много веков назад торжественно устилали дорогу перед Величайшим Царем всех времен и народов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глупость - это непобедимый порок