Мой странный иностранный босс

Работать в представительстве заграничной компании не всегда здорово. Иногда боссы просто сживают со свету своих подчиненных.

- Моему начальнику для полноты образа не хватает только плетки!

О концлагере и карме
 
«Ты знаешь, - сопела в трубку моя подружка Оля, - это не контора, это какой-то концлагерь: работаю за целый отдел одна. Кормить - не кормят. Раньше 9 с работы уйти невозможно. Для полного сходства - еще и начальник-немец. Типичный такой разнузданный «фриц» в шортах. Ему бы еще шляпку тирольскую с перышком... и плетку...»
 
Ольга - вообще человек не сильно везучий. Главный груз, который она тащит на протяжении всей своей профессиональной жизни, - великолепный английский. Именно из-за него она постоянно попадает на работу в иностранные компании. И раз за разом сбегает оттуда, кляня своих западных боссов на чем свет стоит. Вот и опять - новая работа, должность типа «двадцать пять функций в одном флаконе», два неподъемных проекта, которые впору целому отделу тащить, бесчисленные переводы с английского и обратно (ими Оля занимается параллельно со своими основными задачами, хотя и не обязана вовсе). И очаровательно несведущий в российском Трудовом кодексе (как, впрочем, и во всем остальном российском) Фридрих в роли непосредственного начальника... 
 
Возможно, вы решите, что бесится девушка с жиру. И будете не правы. Обычно выкрутасы ее иностранных начальников более чем скромно оплачиваются. В общем, сложная у человека карма...
 
В Европе сильные профсоюзы. Если трудящиеся жалуются на несоблюдение трудового законодательства, то, считай, хозяину швах. Эксплуатация будет тут же пресечена. Но кто заступится за простого трудового менеджера? В некоторых странах действуют особые профсоюзы служащих. Чем занимаются нынешние российские профессиональные союзы, вообще понять сложно. Да и у миллионной армии российских клерков какой профсоюз?..
 
ЗВОНОК В ТРУДОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ
 
- Алло, здравствуйте! У меня на работе конфликт с моим начальником: он заставляет меня выполнять его непосредственные обязанности, кричит, унижает. Он немец, если это важно. Компания иностранная. Что мне делать?
 
- А чем вы докажете, что он вас нагружал этими обязанностями? Здесь только в суд подавать: должны быть все свидетели, все бумаги. А так... Кто вам поможет?
 
- Ну вы-то трудовая инспекция, может быть, вы мне и поможете? Нет?
 
- Деточка, вы знаете, что такое инспекция? Это целая история. Никто не будет при таких обстоятельствах ее организовывать.
 
- Почему?
- Ну потому что. Представьте, придет инспекция, все проверит, а у него все шито-крыто. Вы ничего не докажете. Работодатели теперь у нас короли. Вы можете, конечно, подать письменное заявление в инспекцию и ждать ответа. Но рассчитывать тут не на что.
 

Босс перегружает тебя работой? Жаловаться в трудовую инспекцию бесполезно. Ничего не докажешь.

- А что же мне делать? Кто же мне поможет?
 
- Знаете, мне уже много лет... Я по опыту знаю, что, когда конфликт с начальником, только самому надо решать, терпеть или искать другую работу. Может быть, вам действительно стоит уйти оттуда? Ну зачем вам это надо? Вы человек молодой, найдете себе другую работу. Я бы и рада вам помочь, но только не знаю чем...
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
 
- Переработки для «белых воротничков» во многих западных фирмах считаются нормой. Обычно начальство интересует в основном результат. Есть продукт - можете смело отдыхать. На Западе это никого не удивляет, все умеют планировать задачи и структурировать свое время.
 
Ориентировка на местности
 
 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
 
- Сейчас большинство продвинутых западных компаний научились пересматривать зарплаты два раза в год, ориентируясь на наши местные реалии. Но, видимо, не все... Кстати, самые жадные из европейцев, действительно, французы. А чемпионы в этом «виде спорта» - азиаты, японцы и особенно корейцы. Они просто не понимают, с какой стати секретарь московского офиса требует 25 000 рублей, для них эта сумма неприемлема. К тому же они плохо ориентируются в российской реальности: их культура предполагает беззаветную преданность работе и начальству без всяких оговорок. Кандидат на должность в их фирмах должен представлять собой помесь Терминатора и Электроника, рабочую машину, способную без устали выполнять сразу множество функций. С ними очень сложно работать...
 
«Фантики» от американской мечты
 
Игорь ходил устраиваться на работу в  одну американскую корпорацию. Сначала он прошел так называемое телефонное интервью. Потом - еще четыре ступени отбора: тест по языку, по специальности, психологическое тестирование (300 вопросов) и личную беседу с менеджером, которого почему-то надо было называть «ментором». Потом Игорь удивлялся, что его не попросили сдать анализы... Этот самый «ментор», как выяснилось, будет ходить за ним по пятам. Обедать нужно будет в его компании. Вместе планировать ближайшие задачи. Разумеется, на работе нужно носить строгий костюм и галстук - «ментор» имеет право пожурить за недостаточно острые стрелки на брюках. Потом Игорь узнал, что «ментор»-мужчина мог запросто померить длину юбки от колен у подопечной девушки. И остаться недовольным. Один раз Игорь обнаружил у дверей мужского туалета «менторшу» с часами в руках - ей показалось, что ее «салага» слишком часто отлучается по санитарным надобностям...
 
В общем, Игорь протянул недолго. Две недели ему показались вечностью, и он радостно сбежал из этой «дружной семьи» на свободу. 
 
Западная корпоративная культура в чистом виде на нашей почве растет и колосится плохо. Слишком много в ней «фантиков»: стендов с фотографиями победителей «капсоревнования», конкурсов, массовых песнопений и насильственно насаждаемого всеобщего братства, которому совершенно не мешает всеобщий же взаимный контроль. Умные иностранцы уже давно поняли, с кем имеют дело. Мы еще в детстве своем советском находились строем, напелись орлятских гимнов и на всю оставшуюся жизнь наносились униформы. С нами надо чуть мягче, чуть отпустить вож-жи. Выходит, это не у всех. У кого получается хуже - автоматически имеют нехилую текучку кадров.
 

Дьявол не всегда носит Prada. Чаще он одет в строгий корпоративный костюм и галстук.

ВАЖНО ЗНАТЬ
 
Немцы очень жестко структурируют деятельность своих сотрудников.  Они очень долго и тщательно выбирают себе сотрудников: ни у кого больше нет такого количества собеседований и тестов;
 
- турки неторопливы и вальяжны в принятии решений. Для них не бывает ничего срочного, если они сами не решили, что это срочно. Они часто переформулируют свои требования, задачи и инструкции могут множество раз изменяться;
 
- французы никогда ничего не говорят конкретно. Они юлят до последнего, кроме того, они очень прижимисты;
 
- самая жесткая дисциплина (вплоть до запрета разговаривать на рабочем месте и всегда закрытых шторами окон, чтобы не отвлекались на хорошую погоду) у японцев и корейцев;
 
- американцы наиболее близки к нам по менталитету, и с ними проще всего найти общий язык;
 
- у любого правила есть исключения. Совершенно необязательно ваш начальник окажется именно таким, как написано здесь. К любому человеку можно найти ключик в конце концов!
 
САМЫЕ ТУПЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА
 
Сотрудники одной тайваньской фирмы, торгующей голландскими продуктами, обязаны появляться на работе в традиционных деревянных голландских сабо.
 
В российском офисе некоего британского банка внутрикорпоративная переписка должна вестись на английском языке, несмотря на то, что абсолютно все сотрудники этого отделения - русские.
 
Крупная сеть французских супермаркетов требует от своих сотрудников обязательного умения кататься на роликах.
 
Московское отделение знаменитой шведской фирмы каждый день зимой было обязано в полном составе играть в снежки в перерывах.
 
Сотрудники одной японской компании, прежде чем отойти от своего рабочего места, должны выбрать на компьютере функцию «Выйти», написать в специальной программе цель своего ухода, время возвращения и телефон, по которому их можно будет найти во время отсутствия. Затем они должны записаться в спецжурнал, лежащий у выхода, а вернувшись, проделать все в обратном порядке: отметить в журнале время возвращения и занести его в компьютерную программу. Все это необходимо проделывать каждый раз, даже если хочешь просто выйти покурить.
 
А один знаменитый на родине японец ввел в своей компании для новичков правило... мытье офисных туалетов.
 
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
 

льно одаренный умница...
 
В девяностые годы самые талантливые и пробивные (из числа тех, кто не уехал из страны) устремились в открывшиеся филиалы западных фирм и СП - совместные предприятия. Желание это было легко объяснимо: только там платили деньги, на которые можно было жить. По западным меркам это были унизительные копейки - 100 - 200 долларов. Но за этой скромной суммой выстраивались очереди из золотых голов, рук и перьев по всей стране. Иностранцы скупали советские таланты оптом. Делать с ними можно было все что угодно: они были согласны, так как больше всего в жизни боялись потерять работу.
 
Зато сейчас, в зрелые двухтысячные, ажиотаж заметно поутих. Недавние соцопросы констатируют: народ больше не хочет работать на Фрица, Джона или Франсуа. Ему подавай начальника своего, сермяжного. Чтобы не заставлял до синевы давить шею галстуком и отпускал покурить с приятелями из соседнего отдела.
 
ЧТО ИХ РАЗДРАЖАЕТ В НАС
 
 
 
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
 
У иностранцев есть чему поучиться
 
Надо сказать, что истории, подобные тем, что произошли с Ольгой, Еленой и Игорем, все-таки уже больше экзотика. Множество иностранных компаний действуют на территории нашей страны и уважают тех, кто здесь живет и помогает им делать бизнес. Экспатам (иностранцам, работающим по контракту в России) платят бешеные деньги, за которые они готовы бросить все и ехать к черту на кулички в страну вечных морозов и медведей. У иностранных менеджеров, помимо заработка, в России просто шоколадные соцпакеты. Им снимают жилье, и далеко не самое дешевое... В общем, повод ехать к нам на работу есть, есть и мотивация. А значит, нужно учиться находить общий язык с аборигенами, работающими на тебя. Даже если эти аборигены не понимают, зачем каждое утро хором петь гимны. И многие компании прекрасно это делают.
 
Что касается наших спецов, то для многих из них работа в иностранной компании стала отличным стартом в карьере. Их, помимо языка,  научили трудовой дисциплине, корпоративной солидарности, уважению как  клиентам и начальству, так и к нижестоящим в служебной иерархии сотрудникам. Учатся у «западников» и наши начальники: демократизму, бережному отношению к сотрудникам, лояльности к разным категориям служащих (например, женщинам с маленькими детьми). Нам нужно внимательнее приглядываться друг к другу. И все у нас получится.
 
 
 
Мария Сарычева ждет ваших откликов на нашем сайте.