Перевозчики даже подумывают опять поднять цены. Цены на стелах харьковских АЗС все же поползли вниз. В среднем стоимость наиболее популярного бензина А-95 составила 5,85 гривны за литр. Но радость владельцев авто не смогут разделить те, кто пользуется общественным транспортом.
Памятуя заявления нефтетрейдеров о том, что цены на бензин на отечественных АЗС привязаны к стоимости нефти на мировых биржах, харьковчане долго ждали, когда же топливо начнет дешеветь. И вот свершилось – цены поползли вниз.
Главная причина заторможенности реакции отечественного нефтерынка на ситуацию в мире – старые запасы топлива. Только после того, как купленный еще по высоким ценам товар был продан, на заправки начал поступать более дешевый бензин.
Сейчас стоимость топлива уменьшается адекватно мировой динамике. Но появился другой фактор, мешающий падать ценам на бензин – ситуация на валютном рынке.
- Буквально сегодня нефтеперерабатывающие заводы подняли цены на 200 гривен за тонну топлива, - рассказывает харьковский эксперт нефтерынка Виталий Юрьев. - Главная причина - рост курса доллара. Дело в том, что расчеты за топливо традиционно ведутся в USD, причем как с отечественными производителями, так и с европейскими. К примеру, даже закупая бензин прибалтийской фирмы «Мажейкю нафта», мы платим не в евро, а в долларах.
Пока рост стоимости американской валюты не отразится на розничной цене топлива. Но как будет развиваться ситуация дальше, пока непонятно. О дальнейших тенденциях на топливном рынке эксперить не берутся.
Тем временем харьковские автоперевозчики, которые регулярно повышали цены на проезд, используя в качестве аргумента подорожание топлива, понижать оплату стоимости своих услуг не собираются.
- Тарифы сейчас и так занижены, – аргументирует председатель Харьковского областного отделения Всеукраинской организации работодателей на автомобильном транспорте Николай Шевченко. - Реально цены должны быть, как минимум, на 30 – 40 % выше. Ведь в последнее время рост стоимости проезда не успевал за повышением цен на топливо и запчасти. Поэтому мы пока не можем выйти хотя бы на тот уровень доходности, который был в марте прошлого года, то есть перед тем, как в стране все стало резко дорожать. Кроме того, лишь четверть автоперевозчиков используют в качестве топлива подешевевший дизель, остальные работают на газе, цена которого не изменилась.
Еще одной из проблем, которая не даст снизить стоимость проезда в маршрутках, Николай Шевченко называет невыплату автоперевозчикам компенсаций за перевозку льготного контингента. Сейчас государство компенсирует лишь четверть необходимой суммы.