Криворожский шахтер разводит самшит и магнолии

Мало кто верил, что Василий Белоусов сделает на отвалах ботанический сад.

О народном дендропарке «Дубовая Балка», созданном  местным обществом любителей природы под руководством  Василия Белоусова, в Кривом Роге знают  все. Тут собираются художники и поэты, работают над научными трудами экологи, сюда водят на экскурсии школьников. Депутаты горсовета привозят  к Белоусову иностранные делегации. Да любой желающий всегда может договориться о бесплатной экскурсии, а то и выпросить у него саженец.

Здесь выплавляли металл сарматы

Не имея специального образования, проработав тридцать лет под землей техником­маркшейдером, Василий Белоусов сумел стать настоящим ботаником, умеющим не только выращивать экзотические растения, но с радостью показывать все взлелеянные им диковинки.

А посмотреть есть на что. Свыше трехсот видов главным образом редких для нашего края растений прекрасно живут и развиваются в двух шагах от шахтной вентиляционной трубы прямо на борту отвала. Есть гинкго билоба и лимонник китайский. Дважды в год расцветают магнолии. Радует яркостью красок тюльпановое дерево. А плантации ягодного тиса и нескольких разновидностей самшита наверняка переживут не только нас, но и наших правнуков.

Трудно поверить в такое необычное соседство. Еще труднее осознавать, что эти два с лишним гектара, взращенного заботливыми руками, тщательно распланированного и продуманного дендрария, и есть остатки знаменитой Дубовой Балки, в пещерах которой первый горнозаводчик Криворожского железорудного бассейна Александр Поль обнаружил плавильные печи древних сарматов.

«Надо было спасать Дубовую Балку»

Давших названию местности вековых дубов давно нет. Последние, диаметром ствола более полутора метров, немцы вывезли в Германию во время войны. Пещеры исчезли в шахтных отвалах. А историческая балка стала постепенно наполняться источающим зловоние бытовым мусором, гниющие остатки которого отравленными ручейками стекали в милую сердцу каждого криворожанина речушку Саксагань…

­ Как случилось, что вы, шахтер, вдруг стали заниматься выращиванием редких в наших краях растений? ­ спрашиваем у Василия Васильевича, блуждая по самшитовым лабиринтам его детища.

­ А так и случилось: понял ­ гибнет сердце Кривбасса, его истоки. В Дубовой Балке ведь люди еще девять тысяч лет назад жили. Сарматы и запорожские казаки железо выплавляли. Спасать надо было Дубовую Балку.  Да ведь не я один это делал. В нашем обществе любителей природы  есть известные художники, биологи и экологи из нашего технического университета. Есть рабочие с шахты «Жовтневая», ­ отвечает Белоусов.

­ Но ведь на этом самом месте двадцать лет назад была огромная мусорная яма…

­ Яма образовалась, когда тут окрест­ные жители глину на строительство добывали. Потом они же стали мусор ссыпать. Мы мусор разровняли. А чернозем завозили с карьеров. Там когда проводятся вскрышные работы, землю вывозят. Вот я договаривался, чтобы везли к нам.

Получится, как на швейцарском курорте

­ Почему  ­ деревья и кустарники,  а не, к примеру, цветы?

­ Мы хотели и хотим возродить не только историческую Дубовую Балку, но и всю изуродованную горнодобывающей промышленностью экологическую систему Кривбасса. Так что наша сегодняшняя деятельность ­ это только испытательный полигон. Ставку делали либо на растения, которые очень долго живут, а это в первую очередь ягодный тис и самшиты, либо на те, которые способны очищать крайне загрязненный криворожский воздух.

В этом плане нет равного растущему в Крыму можжевельнику высокому. Один гектар можжевелового леса способен очистить воздух небольшого промышленного города. А если им засадить все отвалы нашего города, получится курорт, новая Швейцария, а не зона экологического бедствия. Растение ведь это неприхотливое, приживается у нас прекрасно! Вот понюхайте. Поэты говорят, что так пахнет вечность ­ глаза Белоусова загораются, и он предлагает мне остановиться и подышать насыщенным хвоей можжевеловым воздухом.

В магнолиях живут души погибших девушек

Впрочем, кажется, что у этого необычного человека все легко приживается. Даже в городском ботаническом саду маститые ученые не смогли вырастить китайский лимонник. А тут он чувствует себя отлично. Радует своими ярко­красными, необычайно полезными для организма ягодами посетителей парка.

Дважды в году пышно расцветает магнолия.

 ­ В цветах  этого растения температура воздуха на несколько градусов выше окружающей. Говорят, что в них живут души погибших, но непокоренных врагами девушек, ­ рассказывает легенду о магнолии Василий Белоусов.

Легенд и сказаний он вообще помнит массу. Сам написал две книги об истории родной  Дубовой Балки. Автор многих стихов на русском и украинском языках. Защитил звание народного мастера Украины в жанре дагестанской чеканки. Трудно поверить, что нет у этого разносторонне талантливого человека специального образования. Давно на равных общается и с признанными учеными, и деятелями искусства.

Его жена Валентина Сергеевна говорит, весь секрет в том, что ее неугомонный супруг очень много читает. Так что высшее образование у него не одно. Правда, без официальных дипломов.

…А недавно в Дубовой Балке состоялся первый городской фестиваль поэзии. Под раскидистыми ветвями деревьев, на импровизированной сцене звучали прекрасные стихи. Благодарные слушатели восторженно аплодировали поэтам. Приехавшие в гости к криворожанам авторы со всей Украины не сдерживали своего восхищения детищем Василия Белоусова. Он же, как радушный хозяин, водил их по своим владениям, рассказывал бесконечные истории о Дубовой Балке и ее обитателях. Поил необыкновенно вкусной родниковой водой из местного ручья и делился планами возрождения родного города, его искалеченной природы и не менее искалеченных человеческих душ.

 Все начиналось с двух сумок «мечта оккупанта»

­ Сейчас у вас более трехсот видов растений. Расскажите, с чего начинали и где брали саженцы?

­ Начинал с двух огромных сумок. Их еще «мечта оккупанта» называют. Ездил по всем ботаническим садам и дендропаркам Украины. Выпрашивал. Со мной делились бесплатно. Первые растения привез из Николаевского ботанического сада. Сейчас саженцы тоже дают, но уже в меньших количествах. Что поделать ­ рыночная экономика, ­ Белоусов вздыхает и продолжает. ­ И не называйте то, что вы видели, дендропарком. Это просто дендрособрание. Ни к чему нам проблемы с документами.


Весной в Кривом Роге цветут магнолии.