Роман ВИКТЮК: «Такими инстинктами, как у Тимошенко, наделены только животные»

Эпатажный режиссер откровенно рассказал, что думает о публичных людях и украинских политиках.

Появление Виктюка на любой тусовке обеспечивает мероприятию успех. Не говоря уже о том, если мэтр сам берется «делать шоу». Поэтому неудивительно, что почитатели эпатажного «российского украинца» с нетерпением ждали открытия и закрытия 15-го Форума издателей на родине режиссера - во Львове, ведь постановщиком торжественных мероприятий был Роман Григорьевич. При этом, кстати, 71-летний творец не взял за эти постановки ни копейки. И хотя он был страшно занят все эти дни, все же нашел время, чтобы дать своей любимой «Комсомолке» эксклюзивное интервью. 

«Мы первые выступили в послевоенной Грузии» 

- Роман Григорьевич, как вы додумались выпустить на сцену Львовского оперного театра черную свинью в бриллиантах? - начали мы с яркой фишки новой постановки Виктюка.

- А почему бы нет? Свинья тоже ощущает красоту. Ой, там так интересно получилось. Когда хрюша вышла на сцену, начала «лаять» на людей. И тогда я вскрикнул, чтобы все покинули сцену. Остались только мы вдвоем. Недолго смотрели друг на друга, и я просто позвал ее к себе. Мысленно. Свинья огляделась и… пошагала ко мне! Шла она метров десять, а ее хозяйка за кулисами упала от удивления. Потом мне говорила, что свинья чужаков вообще не признает, а тут такой «поступок». 

- Вы недавно были в послевоенной Грузии. Как вас там встречали?

- Это было прекрасно! Мы были первым театром из России, который приехал в Тбилиси после того, что произошло. Если говорить честно, то я волновался - в воздухе еще витал дух войны. К нам на спектакль пришла вся грузинская элита. Этим самым они показали, что любят искусство и политика здесь ни при чем. Мы играли «Эдит Пиаф». И главную роль в этом спектакле исполняла грузинка. Зал кричал «Браво!» и аплодировал стоя.

Кстати, раньше я снимал фильм о Лесе Украинке именно в Грузии. А когда начинал говорить «мовою», весь базар приносил мене фрукты. 

- А если так случится, что Россия будет претендовать на часть украинской территории, вы покинете Москву в знак протеста или останетесь?

- Я не думаю о таком повороте событий. Говорят, если люди о чем-то думают и не дай бог чего-то боятся, оно обязательно сбудется. Не надо ожидать от кого-то зла. Я уверен, что в России никто про нападение на Украину даже не думал, пока наши политики об этом не начали кричать с экранов телевизоров. Это их игра, и не надо идти у них на поводу.

- Тем не менее вы участвуете в разных политических ток-шоу. Зачем тогда помогаете политикам повышать рейтинги за ваш счет?

- Я и правда участвую в ток-шоу Савика Шустера. Но это ни о чем не говорит. Вот с последней передачи даже польза есть. Дело в том, что недавно меня пригласили играть в Одесский оперный театр. Сейчас это превосходное здание пребывает просто в плачевном состоянии. И вот на программе я в прямом эфире попросил денег на восстановление этого театра у Петра Порошенко. Тот пожал мне руку и сказал, что даст ровно столько, сколько будет нужно. После передачи мне звонил директор оперы в Одессе и плакал! Говорил, что такое мог сделать только я. 

«Политики - это мартышки с печатной машинкой»

- Можете сейчас сымпровизировать театральную постановку, главными героями которой были бы наши политики?


Читателям «Комсомолки» Роман Григорьевич пожелал троекратного терпения.

- Я бы сделал это примерно так. Сцена. На ней сидят мартышки за печатной машинкой. Им сказали написать историю Украины, и они печатают. Буквы, цифры… Не зная человеческого языка, они набирают что попало. Листики, на которых много непонятных символов и знаков, разлетаются в разные стороны. Их подбирают другие мартышки и несут еще одним мартышкам. Последние садятся, делают ну очень умное лицо и при включенных телекамерах серьезно читают эту пургу в эфире.

В выражении лиц всех наших политиков одно - ненависть к своему сопернику. Они готовы убить друг друга в прямом эфире. Это страшно. 

- У кого, по-вашему, эти инстинкты зашкаливают?

- У Тимошенко. Она - зверь. И читает она все те же листики, которые ей приносят мартышки. Вы как-нибудь присмотритесь к Юлии Владимировне - как она говорит, какие у нее глаза... Это же страшное зрелище! Помню, перед последними выборами она приезжала во Львов. Мы знакомы с ней лично, и она знает, где я живу. Так вот, идет она по центральной аллее, а я за ней наблюдаю из своего окна. Она не могла меня видеть, да и не знала, что я сейчас во Львове. И тем не менее, видимо, ощутила мой взгляд - несколько раз поднимала голову, смотря на мой балкон. Такими инстинктами наделены только животные. Так что у Тимошенко соперников немного. Янукович - вообще пустое место. Он меня к себе даже не подпускает.

- Так, может, вам в политтехнологи пойти? Научите политиков не быть животными…

- Их уже не перевоспитаешь. Увы. Скорее животных научишь быть людьми. 

«Каждый президент, кроме Ющенко, «строил» мне театр»

- Говорят, будто у вас со львовскими коллегами по театральному цеху есть какой-то конфликт...

- Ты что, сдурела?! Никогда в жизни! Я всех очень люблю и уважаю. Меня тоже все всегда приглашают сюда играть свои пьесы. Но только приглашают. Говорят: «Приезжай со спектаклем!» Но не говорят когда.

Кстати, после того как директор львовской оперы услышал, что я просил денег для одесского театра, он сказал: «Может, ты и для нас попросишь?». И это понятно. Ведь когда в сонный пруд запустить щуку, она скушает всех сонных рыб, и им это не понравится. Думаю, ты все поняла. 

- А зачем вам ждать от кого-то приглашения? Вы - достаточно зажиточный человек. Купите себе в нескольких любимых городах помещения и сделаете там свой театр, свой «пруд»…

- Ой, ты себе даже не представляешь, сколько было предложений! Каждый президент, кроме Ющенко, мне уже «строил» театр.

Помню, как-то повез меня Кравчук показывать место в Киеве, где думали создать культурный храм Виктюка. Это чуть выше нынешнего Украинского дома в самом центре Киева. Ходил, рассказывал… А мне его помощник шепчет на ухо: «Здесь внизу артиллерийские склады. Они в любую минуту могут взорваться. Никто ничего тут строить не будет». 

«Я - украинец! И готов кричать об этом на весь мир!»

- Зато на премьеры к вам все VIPы, наверно, в очередь выстраиваются?

- На последней премьере в Москве был дивный случай. Мои актеры спрашивают: «Какой флаг вывешивать в зале - украинский или российский? Я ответил, что если приедет украинская делегация первой, то поднесем желто-голубой, а если российская, то трехцветный. В итоге россияне приехали за полчаса до спектакля, а украинский посол не приехал вообще. Даже цветов не передал и не позвонил. Единственный раз я его видел, когда он был на церемонии присваивания мне звания «Народный артист Украины». И все. Зато сразу же после премьеры мне преподнесли пакет, в котором был… большой украинский флаг. И мы подняли его рядом с русским, тем самым дав понять политикам, что я в первую очередь украинец. И об этом готов кричать на весь мир.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Роман ВИКТЮК родился 28 октября 1936 года во Львове. Первые театральные эксперименты начал проводить еще в школе, привлекая к постановкам одноклассников.

В 1956-м окончил актерское отделение ГИТИСа, после чего работал актером и режиссером в театрах Львова, Киева, Твери, Вильнюса. С середины 70-х ставит спектакли в Москве. Много работает на телевидении.

С 1991 года возглавил собственный театр.

Самые известные спектакли: «Царская охота» (1977), «Уроки музыки» (1978), «Служанки» (1989), «М. Баттерфляй» (1990), «Лолита» (1992), «Саломея» (1998). 

КСТАТИ

В детстве летал на крыльях из веника

- Я до сих пор живу с крыльями! Помню, в детстве, когда все свои спектакли я ставил во дворе со сверстниками, у меня появилась идея научиться летать. Сделал себе крылья из веника и со второго этажа сиганул. Раз упал, два… А потом меня осенило: надо, стоя на земле, показать летящую птицу так, словно ты паришь в небе! Весь двор мне аплодировал и кричал: «Он летит!»

Тогда я еще понятия не имел, что такое пантомима.