Наверное, найдется не так уж много людей, которые не знают о том, что нужно планировать семейный бюджет, вести учет расходов и каждый месяц откладывать не менее 10% заработка. Но желающие разбогатеть чем-то похожи на желающих похудеть: теоретических знаний навалом, а на практике ничего не выходит. Между тем стоит только взять себя в руки и можно отложить некоторую сумму, даже не меняя работу на более высокооплачиваемую.
Моя бывшая одноклассница уже много лет живет от зарплаты до зарплаты. Каждую общую встречу у нее одна и та же песня: денег нет, с зарплаты откладывать нечего. Коммуналка, продукты, хозтовары, проезд в общественном транспорте, школьные взносы, оплата мобильной связи – всё, деньги кончились! И если ребенку надо внезапно купить новые кроссовки, приходится брать в долг. То есть у нее не отложено на непредвиденные нужды ни копейки.
В теории одноклассница прекрасно знает, что у нее есть два пути – или меньше тратить, или больше зарабатывать, но ей ни один из них не подходит. Тратить еще меньше, по ее собственному убеждению, она не может, да и менять работу не собирается: ее устраивает полусвободный график и хорошие отношения с шефом.
Словом, долгие годы у нее было все как у многих, кто живет, едва сводя концы с концами, но внезапно что-то поменялось.
- Читая советы перестать бросать деньги на ветер, я всегда раздражалась: советы раздавать легко, а вы попробуйте на практике с моей зарплаты что-то отложить! – говорит одноклассница. – Но в декабре, получив зарплату, решила все же попробовать что-то поменять. Советы взяла самые простые – например, отказаться от утренней чашки кофе в кафе. У нас на первом этаже офиса обалденная кафешка, и у многих наших сотрудников сложился ритуал: взять стаканчик кофе и уже с ним заходить в лифт. Я решила отказаться от этого удовольствия с понедельника по четверг, а пятничный кофе все же оставить. Итого – почти 100 грн в неделю, или 400 грн в месяц. Кроме того, пересмотрела свои траты на продукты. Потратила пару часов в воскресенье на поиск новых блюд из разряда "дешево и сердито", покупала кое-что по акции - и получилось сэкономить еще порядка 500 грн за месяц. И, наконец, третий пункт моих личных "подвигов" - иногда после работы три остановки от метро я иду пешком. Думаю, что весной-летом введу этот "марш-бросок" в обычную практику.
За два месяца знакомая смогла отложить 2100 грн. Для кого-то – мизерная сумма, но одноклассница собой очень довольна. Говорит, что понимание того, что она может не опасаться хотя бы небольших непредвиденных расходов, ее буквально окрылило, и она впервые задумалась о смене работы.
Кстати, в этом нет ничего удивительного: психологи говорят, что как только у "финансиста-новичка" появляется хотя бы небольшая сумма на дополнительные расходы, придерживаться бюджета становится проще. Поэтому есть смысл начинать менять собственные потребительские привычки, предприняв несколько шагов.
Шаг 1: оцените свой бюджет
Оценка собственного финансового состояния – важный первый шаг, без которого ничего не получится. Проанализируйте, сколько у вас наличных, сколько лежит на картах, есть ли долги и кредиты. Запишите все источники доходов и хотя бы месяц ведите учет расходов.
Шаг 2: пересмотрите расходы и доходы
Возьмите записи расходов за месяц и попробуйте их пересмотреть. Выделите категории, по которым тратите больше всего, а также те, о которых вы думали, что на них уходит гораздо меньше. Скорее всего, это будут еда и развлечения, хотя возможны сюрпризы.
И, наконец, проверьте, не тратите ли вы в месяц больше, чем зарабатываете.
Шаг 3: наметьте цели
Определить финансовые цели – это важно, и они у всех разные. Кто-то хочет накопить деньги на пенсию, кто-то – создать минимальную подушку безопасности, а для кого-то избавиться от долгов и кредитов – уже большая победа, о большем он и не мечтает.
Шаг 4: определите приоритеты
Какой бы ни была ваша зарплата, на все ее в любом случае не хватит. Поэтому важно составить список потребностей и желаний, распределив их по важности. В самом верху этого списка будет… нет, не новый телефон! Первые места в списке потребностей занимают еда, оплата жилья и коммуналки, транспортные расходы, одежда, различные обязательные счета (например, оплата мобильной связи и интернета). И только после всего этого - "хотелки".
Но тут важно не перепутать потребности и желания. Например, покупка базовых продуктов для приготовления еды – это потребности, а походы в кафе-рестораны-фастфуды – это желания.
Шаг 5: визуализируйте
Эксперты утверждают, что составить "правильный бюджет" (то есть четкую смету доходов и расходов) нереально, тем более с первого раза. Госбюджеты и то пересматривают по несколько раз в год: то доходы уменьшились, то расходы увеличились. И семейные бюджеты ждут те же самые проблемы.
Проблема не только в том, что в плане доходов и расходов один месяц не похож на другой, но и в том, что придерживаться намеченных целей достаточно сложно. И чтобы было легче, эксперты советуют напоминать себе о ваших финансовых целях соответствующими фотографиями или картинками, помещенными на видном месте.
К тому же знающие люди утверждают, что такая визуализация буквально заставляет мечты сбываться!
Шаг 6: используйте разные способы, чтобы откладывать деньги
Есть масса способов рационального ведения семейного бюджета, и один из самых простых и эффективных - метод 6 кувшинов. Кувшин №1 – это самое необходимое (55% от общего бюджета), кувшин №2 - дорогие покупки (10%), кувшин №3 – сбережения (10%), кувшин №4 - образование и здоровье (10%), кувшин №5 – развлечения (10%), кувшин №6 - подарки и благотворительность (5%).
Аналогично работает метод "конвертов", деньги в которых предназначены для разных видов расходов: конверт на продукты, конверт на бензин, конверт на развлечения и т.д. Если деньги в конверте закончились, значит, в данной группе больше тратить нечего.
Или вот еще способ – назовем его "обдумывание покупки". Решив купить что-то непредвиденное, возьмите на размышление день-два, а соответствующую сумму отложите. Если за пару дней желание купить не исчезло - покупайте. А если вещь кажется вам не такой уж желанной, добавьте эту сумму к конверту со сбережениями.
Шаг 7: не отказывайтесь от развлечений
Многие решают, что коль уж начали копить, то нужно отказаться от всего, что не является жизненно необходимым, – так процесс накопления пойдет гораздо быстрее. Это большая ошибка, ведь такое издевательство над собой, вероятнее всего, приведет к срыву, так что накопить ничего не получится.
Помните, как героиня истории в начале этого материала оставила "для души" пятничную чашку кофе? Возможно, именно благодаря этому ей удалось сдвинуть дело с мертвой точки и добиться результата. Поэтому непременно включайте в список трат хотя бы небольшие суммы на развлечения и обязательно их тратьте.
В ТЕМУ
5 популярных отговорок, которые мешают сколотить состояние
1.У меня был плохой день
Привычка оправдывать необдуманные покупки неудачным днем или праздновать ими дни удачные может в один день обнулить все сбережения, пишет . Если желание хвалить или утешать себя слишком велико, продумайте систему нематериального поощрения: посмотрите сериал, отложите домашние дела и лягте спать пораньше и т.д.
2. Я это заслуживаю
Гордитесь собой? Отложите финансовый эквивалент своей продуктивной работы в копилку и подумайте о том, что прямо сейчас вы вознаградили себя, например, 1/10 частью долгожданного путешествия.
3. Я покупаю дешево и, значит, экономлю
Покупки на "распродажах" и "скидках до 70%" способны зараз съесть ползарплаты. Но человек не собирается бороться со спонтанными покупками, но еще и подбадривает себя: мол, я покупаю дешево – значит, экономлю! Между тем эксперты говорят, что и на распродажах стоит покупать только то, что вы бы купили по полной цене. А еще можно измерить цену вещи в стоимости вашего времени: например, в день вы зарабатываете 500 грн – стоит эта вещь дня вашей работы?
4. Буду копить, когда начну больше зарабатывать
Во-первых, как это ни печально, этого может вообще не случиться.
Во-вторых, к большим заработкам лучше подходить подготовленным, а значит, навести порядок в семейном бюджете надо прямо сейчас. Зачастую люди, считающие, что у них все деньги расписаны до копейки, начинают вести учет расходов и обнаруживают, что до трети своего дохода они тратят на ерунду.
5. Все равно ничего не получится
Многие относятся к накоплению, как к "забегу": немного отложили, похвалили себя, что "они это сделали", и… бросили. Между тем управление денежными средствами, накопление, планирование – это не "бег на короткую дистанцию", а "марафон", причем бессрочный. И начинать этот марафон лучше не с понедельника и не с 1 января. Запишите свои расходы уже сегодня вечером!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ